2389 подписчиков
Проект острова Стамбул
На нашей планете есть несколько сверхважных торговых маршрутов. Их буквально можно пересчитать по пальцам одной руки. Про один из них я уже рассказывал. Сегодня расскажу про единственный водный путь из Черного моря в Средиземное и далее в Атлантический океан - пролив Босфор.
Это важнейший морской канал для России и единственный для Украины, Грузии, Болгарии и Румынии, который находится на территории Турции и делит Стамбул на две части (см. комментарии).
И как можно догадаться, когда по твоей территории проходит уникальная торговая артерия, ты можешь отлично на этом зарабатывать, чем Турция и занимается. Но будто этого мало, в 2011 году нынешний президент, а тогда – премьер-министр, Реджеп Тайип Эрдоган предложил прорыть пролив-дублер, который превратит город Стамбул в остров.
Спрашивается, зачем строить еще один пролив, если природой и так создан Босфор, который прекрасно справляется со своими задачами? На то есть две главные причины.
Во-первых, сейчас через Босфор проходят все торговые корабли, и многие из них возят опасные нефтяные продукты. Так, из 56 тысяч судов, проходящих ежегодно через пролив Босфор, 10 тысяч — танкеры, перевозящие 145 млн тонн сырой нефти.
Речь идет, в первую очередь, про российскую нефть, экспортируемую танкерами в Западную Европу и США. А на берегу Босфора вообще-то находится центр Стамбула, и движение таких опасных грузов несет немаленькие риски.
Во-вторых, новый пролив должен сократить морской трафик Босфора, но одновременно увеличить пропускную способность Стамбула и принести больше денег турецкой казне.
Ну и в-третьих, сейчас проход по проливу Босфор регламентируется Конвенцией Монтрё, принятой в 1936 году. Вот тут следите за руками. Согласно Конвенции Монтрё через Босфор могут спокойно проходить торговые суда всех стран. Но вот с военными кораблями все не так просто.
Через Босфор могут проходить военные корабли только: Турции, Румынии, Болгарии, России, Украины, Грузии. А на новый пролив эти ограничения могут и не распространяться, а потому новый Стамбульский канал станет отличным геополитическим инструментом в руках турецких властей.
И они не медлят. Построить канал планировали в 100-летие организации Турецкой Республики – в 2023 году. Однако, из-за коронавируса сроки завершения были перенесены на 2027 год.
В самой же Турции не всем нравится то, что сейчас происходит в Стамбуле. По данным опросов населения 80,4 % жителей Стамбула выступают против строительства.
Отчасти, дело в коррупции – часть земель, где планируется постройка пролива, была выкуплена зятем Эрдогана и матерью эмира Катара. А отчасти в том, что работа нового пролива может привести к экологической катастрофе - загрязнению пресного озера Дурусу, из которого берётся 20% питьевой воды города и уничтожению сельскохозяйственных и лесных угодий.
Но разумеется, на эти недовольства власти не обращают внимание. Стране новый канал не только принесет миллиарды долларов в бюджет, но и станет весомым инструментом геополитического влияния. Да и Эрдоган, я уверен, совсем не прочь вписать свое имя в историю как человек, который сделал то, о чем мечтал еще Сулейман Великолепный — величайший султан Османской Империи XVI века.
Про Панамский канал делать? 👍
2 минуты
30 января 2024