6617 подписчиков
Понадобилось всего два сгоревших склада, чтобы чиновники задумались о том, что на рынке онлайн-торговли происходит что-то странное. Например, что 80% рынка занимают два игрока, которые ни за что ответственности по сути не несут, а выступают – в лучших традициях беспощадного IT – информационными посредниками. Но тут ведь как – можно делать что угодно, но как только это что угодно привлечет внимание чиновников, вечеринку можно заканчивать. Это все равно, что в разгар попойки на чьей-нибудь квартире возвращаются родители и такие: «ребята, вы продолжайте, мы мешать не будем, на кухне посидим».
Что же придумали чиновники? Они придумали ограничить количество ПВЗ в регионе, а ограничения начнут действовать в случае, если в доля маркетплейса на рынке за год превысит 25%. По большому счету, это означает, что открывать ПВЗ в обозримом будущем ни Wildberries, ни Ozon не смогут. Ибо – как уже писалось выше – их доля на рынке сегодня 80% на двоих.
Как это все будет работать – решительно непонятно. Коллеги намекают, что есть аналогичные ограничения для ритейла, типа, если в Тверской, например, области доля условного X5 Retail выше 25%, то ему нельзя арендовать помещения и открывать новые магазины. Проблема в том, что ритейл посчитать куда проще, чем онлайн-продажи. Как будут определяться доли продаж маркетплейсов в конкретных областях и регионах? Кто-то вообще это считает?
Но это технические детали. По сути ограничения могут сыграть на руку тем, кто открывает и управляет ПВЗ. Настало, так сказать, их время. Если раньше для того, чтобы держать владельцев ПВЗ в тонусе маркетплейсы в ручном режиме управляли инструментами влияния, то сегодня уже не получится гнобить этот бизнес. Ибо ПВЗ могут пригрозить закрытием, а новых открыть уже не получится – ограничения-с. Так что и Wildberries, и Ozon теперь придется очень сильно мотивировать тех, когда в последние годы они только душили штрафами, регламентами и ограничениями.
Не удивительно, что президента АКИТ, живущего на деньги маркетплейсов, истерика: «эта идея экономически необоснована и будет иметь негативный эффект как для развития малого и среднего бизнеса, так и для покупателей».
Ну да, ну да. Где-то это мы уже слышали.
1 минута
30 января 2024