Найти тему

Анри Руссо. Портрет Пьера Лоти.


“Portrait de Pierre Loti”, известный также под названием "Портрет месье Х» - картина, которая меня особенно привлекает, о ней хочется рассказать подробнее. На картине изображен французский писатель и морской офицер Пьер Лоти. По долгу службы ему приходилось путешествовать в экзотические страны, и это подпитывало сюжеты его романов, которые представляли чудесную атмосферу тропической местности. Лотти для Руссо представлял загадочный мир южных стран с яркими красками и бушующими страстями. Собственно, перед нами не столько сам Пьер Лоти, сколько живописное воплощение воздействия его романов на европейского читателя в лице Руссо.

Может быть, вы удивитесь так же, как и я, когда узнаете, что Руссо никогда не видел Пьера Лоти. Он знал писателя только по книгам, которыми увлекался, а портрет написал по фотографии, сделанной в Стамбуле. На ней Лоти был запечатлен на нейтральном фоне в европейском костюме и турецкой феске.

Из фотографии в портрет перешли суммарно переданные черты лица, турецкая феска, стоячий белый воротник манишки и ясные, четкие контуры вылепленной светом фигуры. Но в портрете феска сдвинулась на затылок, углы воротничка раздвинулись наподобие лихо закрученных усов. Осталось добавить сигарету в руке, и вуаля – все атрибуты авантюриста и флибустьера.

На переднем плане картины появилась сиамская кошка - воплощение всего таинственного и экзотического, а на фоне возник полуиндустриальный пейзаж с дымящимися трубами и одиноким, напоминающим японское, деревом: намек на мечты о загадочном и далеком Востоке, которые пришли в цивилизованную Европу вместе с романами Лоти.

Работая над этой картиной, Руссо явно держал в уме портреты эпохи Возрождения, заменив сельский пейзаж промышленным. Руссо утверждал, что он придумал жанр ландшафтного портрета, но на самом деле этот стиль восходит к работам старых мастеров. Пожалуй, отличительный признак жанра, изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле.

Известно, что Руссо писал портреты с модели и по фотографиям, явно предпочитая последние. Фотоснимки служили отправной точкой для его композиций, непреложным документом. Они обеспечивали ему постоянный контакт с натурой. В случаях же работы с живой моделью (которых в творчестве Руссо было, по-видимому, немного) он снимал с портретируемого мерку.

Одна из самых известных работ Руссо “Повозка папаши Жюнье” тоже сделала по фотографии, которая, по счастью, сохранилась в архивах.

Не менее интересен портрет «Артиллеристы четвертой батареи полка». Он также имитирует по композиции групповой фотоснимок. Причем весь антураж картины: пейзажный фон, артиллерийское орудие и аккуратным образом расставленные бесплотные фигуры в униформах подозрительно напоминает развернутую декорацию-трафарет в ателье фотографа.
В основу картины, вероятно, легла не репортажная фотография с поля сражения, а реальная сценка в фотоателье, которую Руссо мог наблюдать в своем квартале. Легко можно себе представить бывших стрелков четвертой батареи, а ныне добропорядочных буржуа, которые, спустя годы, встретились в Париже и решили сняться на память о былых временах.

Фотография-прототип группового свадебного деревенского портрета, по которому написана картина “Свадьба”, не сохранилась или не найдена, но факт ее существования в качестве образца не вызывает сомнения. Руководствуясь сведениями о том, что Руссо работал над заказными портретами ради заработка, исследователи относят к их числу и «Свадьбу», хотя для подобного утверждения нет фактических данных.

Хочется думать, что фотографии были нужны для того, чтобы, сделав их предметом художественного анализа, создать «стиль Руссо». К сожалению, подобный вывод неизбежно разрушает миф о Руссо как о наивном простодушном чудаке, в порыве неосознанного вдохновения, изображающем на холсте плоды своих фантазий.

Читайте также:

1.   Портрет Пьера Лоти, 1891
2.   Артиллеристы, 1893-95
3.   Повозка папаши Жюнье, 1908
3 минуты