Найти в Дзене

27 января 1944 года была полностью снята осада Ленинграда. Забыть горечь испытаний и те страшные преступления невозможно.


Помнит о них уроженка Ленинграда, а ныне тарусянка Людмила Георгиевна Рогова.

В 1941-1942 годах маленькой девочкой она пережила блокадный ужас военного Ленинграда. Дом, в котором жила в старинной части города Климов переулок вместе родителями и сестрой Сашей, выходил прямо на Фонтанку. Правда, недолго там жили – после пожара семья перебралась в соседний дом на улицу Лабутина к родственникам.

Ютились все в маленькой комнатушке, окна которой практически вросли в землю. В эти окна, сидя на большой высокой кровати, девочки пристально вглядывались... Ждали прихода матерей с едой.

Настоящим лакомством для детей был сахар, добытый у Бадаевских складов. Он, перемешанный с землей, был таким вкусным.
С мужчинами семье справляться с «голодной» чумой было легче. Дядя Миша, пока был жив, за городом находил съестной провиант – замороженную конину и капусту. Аромат этого варева Людмила Георгиевна помнит до сих пор.

Риторический вопрос «Люсенька, кто переживет голод?» звучавший из уст бабушки Капитолины, коренной петербурженки, Людмила Георгиевна тоже не забыла. В своем родном Питере (только так называла бабушка Ленинград) осталась она навсегда. Вечным пленником родного города стал и отец Люси (так он называл дочь) - моряк, участник финской войны Георгий Васильев.

Жуткий холод в квартирах - еще один враг тех дней - позволял разделять жилье живым и мертвым. Потом умерших складывали на саночки, вывозили в специальный двор, где оставляли на общей куче. И уже после хоронили всех. А город напоминал о страшных потерях и потом - оставленными «следами» из частей тела.

В деталях помнит Людмила Георгиевна Рогова, как в июле 1942 года плыли на барже по Ладоге. Эвакуировали их в Ивановскую область. Там они прожили несколько месяцев, там впервые смогли отъесться.

В Калужскую область они перебрались чуть позже. А уже в 1955 году по распределению Людмила Георгиевна стала жительницей Барятино, где проработала 40 лет учителем начальных классов.

В родном городе она бывала несколько раз( в 1964, 1974 годах) и даже заходила в знакомый с детства переулок. На экскурсию в Ленинград в 1991 году она привозила и учеников.

Свою историю , пережитую семилетней девочкой, узнавшей о страшных словах в своей жизни – бомбежка, сирена, блокадный хлеб, карточки, цинга, она рассказывает потомкам и сейчас.
Сейчас ей 89 лет. Пожелаем ей долголетия и благополучия. А слова, которые часто повторяет она, перебирая черно-белые и цветные фотографии, пусть станут пророческими
- Чтобы не видеть того, что перенесли тогда, чтобы не знать.


2 минуты