104,9 тыс подписчиков
Надо сказать, что в итоге «братание» как орудие «революционной борьбы» сильно разочаровало большевиков. Это стало очевидно как раз в декабре 1917 — январе 1918 гг.
Во-первых, немецкая армия не разложилась и осталась верной своему правящему классу, военачальникам и амбициозным целям. Во-вторых, германское командование использовало феномен братаний в своих же интересах, теперь — уже и против большевиков. Последние же фактически объявили себя «оборонцами» после Октябрьской революции.
В-третьих, солдатские массы не обладали какой-то повышенной «революционной сознательностью» и не очень стремились агитировать немцев. М. Д. Бонч-Бруевич (один из первых генералов на службе у большевиков) в рапорте Совнаркому указывал на то, что «братание превратилось в бойкую торговлю».
Да, для большинства солдат братание являлось возможностью «меновой торговли». Плюс никто не хотел умирать, даже в «революционно-оборонческих целях»: только Революция пришла, надо на новый мир посмотреть, какая уж тут война.
«Низовые переговоры» случались и на Гражданской войне, на ранних её этапах. Это тоже должно было насторожить руководство большевиков.
Около минуты
27 января 2024
2893 читали