4745 подписчиков
О НАЛОГОВЫХ СОГАШЕНИЯХ.
· Переговоры России и ОАЭ о новом соглашении об избежании двойного налогообложения затянулись, сообщает Forbes со ссылкой на источники. По данным издания, власти ОАЭ хотят тех же условий, что у России с другими ближневосточными государствами — Катаром и Саудовской Аравией.
· В новой редакции налогового соглашения власти ОАЭ выдвигают дополнительные условия помимо ставки налога при выплате дивидендов, а также процентов и роялти на уровне 10%. По словам источника издания, власти ОАЭ согласны на сделку, только если Россия пересмотрит соглашения с другими арабскими странами. Сейчас для них установлен ставка в 5%.
· По словам федерального чиновника, российская сторона «концептуально не согласна» с предложением ОАЭ. При этом от планов заключить новое соглашение Россия не отказывается.
· Минфин начал пересмотр соглашений о двойном налогообложении с дружественными странами в 2022 году. Налог на дивиденды можно снизить до 5–10% (зависит от страны) вместо ставки 15%, а на проценты по займам и роялти — до 0% вместо 20%.
· По налоговому соглашению с ОАЭ от 2011 года льготы предусмотрены только для госучреждений, а также организаций с госучастием и суверенных фондов. При этом после начала боевых действий на Украине в феврале 2022 года российский бизнес переводит в ОАЭ свои структуры с Кипра и из других юрисдикций Евросоюза. По данным Росфинмониторинга, отток капитала из России в ОАЭ практически удвоился с весны 2022 года.
В отношении налоговых соглашений с другими странами у России есть два варианта действий. Первый вариант – попытаться так сформулировать их основные положения, чтобы они в наименьшей мере вредили России. Причем не только по ситуации на дату подписания соглашения, но и на некоторую представимую перспективу.
Что на самом деле трудно, поскольку у нас принято использовать модель налогового соглашения ОЭСР (а не модель ООН), которая сама по себе заведомо не выгодна для России.
Второй вариант – не использовать вовсе налоговые соглашения ни с какими странами, а развивать и укреплять свое налоговое законодательство по линии так называемой «внешней налоговой политики». Этот путь используют Германия и Франция (и некоторые другие страны), которые имеют в своем налоговом законодательстве специальный Раздел, регулирующий: а) налогообложение иностранцев в своей стране; б) налогообложение своих граждан, проживающих за рубежом; в) административные отношения с налоговыми органами других стран.
Я рекомендовал этот вариант еще в советское время. У нас сейчас немедленный переход к этому варианту практически невозможен по двум причинам.
Первая – у нас нет на сегодня правильной системы подоходного налогообложения (у меня есть учебник по этой теме, пересказывать его здесь невозможно). Вторая причина – у нас нет совсем специалистов по этим вопросам. Они были (немного), но все они работали в международных аудиторских компаниях и сейчас все они покинули Россию.
В административном плане следовало бы, перед заключением налогового соглашения (и даже – до переговоров по ним) готовить специальное ТЭО по теме налоговых отношений с данной страной. Кстати, правилами у нас это предусмотрено для любого соглашения экономического плана.
Но для налоговых соглашений этого никогда не делалось и в итоге у нас есть нет экспертов, которые могли бы взяться за это дело.
Лично я из всех этих соглашений сумел вынести только одну пользу. В составе этих соглашений есть отдельная статья (фактически – соглашение в соглашении) – об обмене информацией. Я на основе этой статьи запрашивал и получал любую информацию о налогах других стран. Позднее на основе этих материалов я подготовил несколько практических учебников по налогам, которые были изданы, но не востребованы нашими финансовыми органами.
Для справки: Для справки: по моим оценкам, от действующих налоговых соглашений (более 80) мы имели (до СВО) ежегодные убытки для казны в несколько миллиардов долларов ежегодно!
3 минуты
26 января 2024