20 подписчиков
За последний месяц пересмотрела множество спектаклей, поставленных по пьесам Чехова: «Чайка», «Иванов», «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня»…
Никогда особо не любила чеховские пьесы. Многие его рассказы и повести очень нравились. Может, кому-то такой выбор покажется странным, но больше всего я люблю его «Скучную историю». Почему нам нравится то или иное произведение у писателя? Мне кажется, это какая-то таинственная химия, настрой души во время чтения , удивительным образом совпадающий с авторским настроем при создании произведения. Как может рассказ старого профессора о своей жизни, идущей к закату, понравиться девочке лет 10-12? Да так, что она испытывает потребность хотя бы раз в год обязательно его перечитать? Почему герой повести – старый профессор - так близок ей, так понятен со своим одиночеством, трудолюбием, тоской по уходящей жизни, требовательностью к студентам, ироничным отношением ко всему показному, внешнему?
А вот содержание пьес не становилось близким, «своим». Да, всё понятно: Гаев и Раневская – уходящая «натура», начинается разорение дворянских гнёзд, Лопахин – «новый русский» того времени, чайка – символ погубленной молодости и т. д. Содержание пьес воспринималось как-то умозрительно, отстранённо. Но, видимо, пришло их время! Смотрела спектакли с огромным интересом, по-новому оценивая мастерство наших знаменитых мэтров – актёров. Слово «понравилось» не подходит. Я покорена уровнем вдумчивой талантливой игры Смоктуновского в «Дяде Ване» , «Иванове», «Вишнёвом саде», Евгения Евстигнеева в «Трёх сёстрах». «Чайку» я посмотрела в нескольких вариантах воплощения: поставленную в разных театрах известными режиссёрами. И везде – успех! Пьесы Чехова и подразумевают разное прочтение, особенный подход. Как в каждом классическом произведении, каждый режиссёр здесь видит и понимает что-то своё, творит и создаёт нечто особенное. Мой фаворит – постановка Олега Ефремова во МХАТе, возобновлённая в 2001 году (ссылка на отзыв о спектакле ниже поста).
В общем, декабрь и январь – получились чеховскими, прошли под знаком его творчества, лучших его пьес.
Цитата: «Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».
1 минута
24 января 2024