Найти тему

Сюзанна Валадон. Одаренная художница.


Не могу остановиться на полуслове, упомянув в предыдущем посте имя Сюзанны Валадон, ведь она вошла в историю искусства трижды – как модель, запечатленная на множестве известных полотен и рисунков, как одаренная художница, и как мать, подарившая миру Мориса Утрилло. Сегодня рассказ о талантливой художнице Сюзанне Валадон.

Мaри Клементина Валадон приехала с матерью в Париж пятилетней девочкой, сколько-нибудь приличного образования не получила, с раннего детства подрабатывала, как могла, - служила нянькой, швеей, официанткой в бистро, торговала на рынке. В 15 лет начала карьеру цирковой акробатки, но после падения с трапеции о цирке пришлось забыть.
Девочка с детства увлекалась рисованием – она рисовала повсюду, даже на стенах домов, на тротуарах, пользуясь куском угля, мелом, огрызком карандаша, и мечтала попасть в мир искусства. Ее знакомству с парижскими художниками помогла профессия матери: та открыла на Монмартре прачечную, и обязанностью Мари стала доставка белья на дом. Одним из клиентов прачечной оказался известный художник из Лиона Пьер Пюви де Шаванн. Он по достоинству оценил классические формы и выразительное лицо девушки и пригласил ее позировать. Так определилась ее судьба – она стала натурщицей.

В конце 1883 года, Мари-Клементина родила мальчика, которого назвала Морисом. Оправившись от родов, вместе с матерью и малышом она переехала на улицу Турлак, в дом номер 7, что находился на углу улицы Коленкур. Один из знакомых порекомендовал молодую натурщицу Анри Тулуз-Лотреку, жившему в этом же доме. Между ними закрутился бурный роман. Плебейка и потомок графов де Тулуз были созданы друг для друга, оба свободны от предрассудков, оба трезво смотрели на действительность. Валадон высоко ценила талант Лотрека и пользовалась любым случаем, чтобы поучиться. Мари часто рассказывала о себе всякие небылицы, вводя в заблуждение любопытных, но никому и словом не обмолвилась о том, что тоже рисует. Совершенно случайно на глаза Лотреку попались ее рисунки. Анри был поражен и восхищен, увидев работы, которые можно было запросто приписать какому-нибудь мэтру. Шутки ради он повесил несколько рисунков Валадон в своей мастерской, приводя ими в замешательство своих гостей. И вот однажды рисунки Мари показали Дега. "Вы наша", - заявил он ей, это был комплимент исключительной ценности в устах известного женоненавистника. Дега купил несколько работ Валадон и позже оказывал ей всяческое покровительство.

Ее смелые уверенные наброски восхитили Эдгара Дега, и, освоив под его руководством технику мягкого лака, она стала писать в интенсивной красочной гамме, напоминающей работы фовистов. Мари Клементина, которую теперь уже звали Сюзанна, довольно быстро добилась успеха и признания. В 1894 году она стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств.

Валадон очень серьезно относилась к работе, годами совершенствовала свои полотна и утверждала, вполне в ее стиле, что держит дома козу, которой "поручает" поедать неудачные холсты.

Читайте также:

1.   Женщина в белых чулках, 1924
2.   Андре Уттер и его собака, 1932
3.   Женщина с контрабасом, 1903
4.   Portrait du peintre Maurice Utrillo, sa grand-mère et un chien, 1910
5.   Кот, 1920
6.   Натюрморт с лилиями и фруктами, 1924
7.   Портрет Мориса Утрилло. 1921
8.   Цирк, 1889
9.   Голубая комната, 1923
10. Скрипичный футляр, 1923
2 минуты