Найти тему

#ШколаНаВасильевском продолжает знакомить вас с воспоминаниями одного из её выпускников Дмитрия Петровича Семёнова-Тян-Шанского.


Во всех решительно классах Карл Иванович сам преподавал географию, что еще более сближало его со всеми учениками основанного им учебного заведения, давая возможность хорошо знать каждого лично. Уроки его были очень интересны, оживленны и на них сказывалась особенно его любовь к детям и к молодому поколению. Преподавание географии он вел по особому методу. В младших классах он начинал с того, что заставлял детей чертить и сам чертил план их класса. От плана комнаты переходили к плану школы, двора её, затем к плану Петербурга и наконец к географическим картам.

Вообще, Карл Иванович заставлял много рисовать карты, причем ученики, как копировали, так и рисовали их наизусть. Сам он прекрасно чертил карты наизусть: рисовал их на доске, заставляя их списывать, причем на таких картах помещалось все, что нужно запомнить, и ничего лишнего. Этим путем заучивание названий в значительной мере облегчалось и утрачивало свой характер сухости. Каждое название реки, залива, моря, страны и т. п. запоминалось вместе с очертанием на карте, а названия гор, городов, мысов и т. п. вместе с определенным местом их на соответственной карте. Рисуя карты и опуская ненужные подробности, где можно, он всегда указывал на сходство тех или иных очертаний с какой-нибудь фигурой, буквой и т.п., что облегчало запоминание и самых очертаний. Так напр. Говоря о водоразделе западной Двины, Днепра и Волги и указывая на крупное значение этой местности в истории России и заселения её славянским племенем, он замечал, что верхние течения этих рек образуют собою как бы букву п. В памяти и воображении учеников названия как бы сливались с определенными формами и очертаниями, а потому врезались сильнее в память, т.е. легче запоминались и труднее забывались. Кроме того, преподавание географии у Карла Ивановича сопровождалось оживленными пояснениями, иногда длинными разговорами по близко соприкасающимся с преподаваемым предметом науками, как-то: геологии, по физической географии, этнографии и т.п. Особенно часто, как мне запомнилось, он объяснял образование коралловых рифов. Сообщались при этом и всякие новые открытия в области географии, причем Карл Иванович говорил о них с особым увлечением. Любовь, с которою Карл Иванович разговаривал о географических новостях и новых открытиях, доходила до слабости, которую ученики разумеется подметили и стали иногда эксплуатировать в свою пользу. Мне, как сыну видного деятеля Географического Общества, могущему часто раньше других узнавать о некоторых географических открытиях и новостях, приходилось играть некоторую роль в ученических хитростях.

Когда заданный по географии урок был сравнительно труден или плохо приготовлен, вследствие чего ученики не надеялись хорошо ответить, то класс просил меня затеять какой-нибудь интересный для Карла Ивановича географический разговор. Я в таких случаях сообщал какую-нибудь известную мне географическую новинку, искусно завлекая Карла Ивановича в объяснения, и разговоров большей частью хватало до конца урока, а ученики оставались не опрошенными до последней минуты.
#ШколаНаВасильевском продолжает знакомить вас с воспоминаниями одного из её выпускников Дмитрия Петровича Семёнова-Тян-Шанского.
2 минуты