Найти тему
88 подписчиков

#чтопочитать


Научные труды о хорроре - в России все еще редкость. Освежаем в памяти рецензию Ильи Пивоварова на монографию киноведа Дмитрия Комма «Формулы страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов»:

В аннотации к «Формулам страха» указана потенциальная аудитория этого труда – студенты гуманитарных вузов, а также любители кино. Сразу же оговорюсь, что это не совсем так. Круг тех, кому желательно (а то и необходимо) ознакомиться с данной книгой гораздо шире. Во-первых, это еще и любители хоррора как направления в искусстве. Думаю, не вызывает сомнения, что в жанре ужасов основными можно считать два воплощения – литературное и кинематографическое. Они прочно связаны между собой (вспомнить хотя бы многочисленные экранизации хоррор-бестселлеров), и поэтому книгу можно рекомендовать любому ценителю темной эстетики.

Во-вторых, с методами и приемами творчества мастодонтов европейского и американского кинохоррора не мешало бы ознакомиться многим нашим режиссерам. Не секрет, что русское кинопроизводство за последние двадцать лет не сумело дать стране ни одного известного имени в жанре ужасов. Дело здесь даже не в бюджете, а, скорее, в неумении вызвать у зрителя страх. И пример множества зарубежных икон, таких как Марио Бава или Дарио Ардженто, мог бы послужить отличной школой. Ведь почти все они снимали талантливые фильмы за малые деньги, и практически всегда добивались признания ценителей хоррора.

Разумеется, рекомендуется эта книга и читателям нашего журнала. Конечно, мы стараемся писать не только о книжных новинках и свежем кино, но и уделять внимание классике. Однако Дмитрий Комм, профессиональный киновед и преподаватель СПбГУ, начинает с азов – возникновения кинохоррора как жанра. С того самого дня, как зрители бежали с премьеры первого фильма братьев Люмьер, напуганные приближением поезда на экране, кинематограф не переставал нас пугать. Автор прослеживает всю историю ужасного до конца 70-х годов. Не стоит думать, что ему неинтересны современные фильмы; гораздо любопытнее прослеживать влияние классиков на творчество режиссеров последних десятилетий.

Книга разделена на три части. Первые две посвящены соответственно основным моментам становления и развития кинохоррора. Комм утверждает, что первоначальными источниками вдохновения для режиссеров служили сюжеты викторианской литературы, в том числе готические романы. Кинематограф ужасов впитал в себя «мистический экстаз романтизма и мрачные эротические наслаждения декаданса». Хоррор здесь – это своеобразный «плод любви» Эроса и Танатоса, то есть секса и смерти. Эти начала воплощаются, в частности, в «концепции Медузы» – фильмах, где главным действующим лицом являлась женщина, прекрасная, но несущая гибель. Синтез прекрасного и безобразного обеспечит становление всего хоррор-кинематографа в последующие годы.

Если об истоках кинохоррора знает каждый более-менее эрудированный человек, то о том, что этот жанр выкристаллизовался в Германии, осведомлен не всякий. Фриц Ланг с «Кабинетом доктора Калигари», Пауль Вегенер и Генрик Галеен с «Големом» и другие режиссеры подарили миру таких популярных персонажей, как «безумный ученый» или «маньяк-убийца». Именно на дрожжах немецкого кинематографа росло американское кино ужасов. Кстати, на начальном этапе в голливудских «ужастиках» было мало американского. Ведь в США в те годы перебиралось множество деятелей искусства из Европы, эмигрировавших по политическим соображениям. Они ввели в кинематограф как монстров «извне», так и, позднее, психопатов (к слову, Альфред Хичкок, ассоциирующийся у многих с классикой американского кино, на самом деле был выходцем из Англии).

В книге приводится немало интересных фактов. Знали ли вы, например, что в начале сороковых годов итальянский хоррор представлял собой оппозицию тоталитаризму? Или о том, что многие фильмы ужасов шестидесятых годов основаны на чрезвычайно жестоких комиксах?..
3 минуты