6585 подписчиков
Зачем попрошайки на Руси носили с собой опечатанную книгу?
Со времён Ивана Грозного «сиротой казанской» у нас называли нечистого на руку попрошайку, корчившего из себя обездоленного горемыку. Далеко не каждый благотворитель мог распознать такого обманщика среди разнородной нищей братии.
Этнограф и писатель Сергей Максимов в середине XIX века отправился с посохом странствовать по центральным губерниям, чтобы изнутри изучить быт скитальцев-побирушек. В своих записках он разделил «бродячую Русь» на отдельные типы: прошаки, запрощики, калики перехожие, лобари, кубраки, побирушки, погорельцы, нищеброды, калуны, скрытники, богомолы, богомольцы, христолюбцы и другие. Каждое такое семейство отличал свой обиход, и всюду встречались лукавые притворщики.
Распознать честного прошака, официального уполномоченного приходом или общиной собирать милостыню на «церкву Божию», можно было по непременному атрибуту, который он всегда держал в руках или клал подле себя. Речь идет о специальной книге учёта пожертвований, обычно обитой чёрной тафтяной тканью с перекрещенной тесьмой и с непременной казённой сургучной печатью красного цвета. Её страницы в обязательном порядке должны быть пронумерованы и прошнурованы. Дабы в точности убедиться в подлинности сей книги, необходимо было открыть последнюю страницу и удостовериться в наличии специального свидетельства епархиальной консистории.
Каждый жертвователь должен был непременно засвидетельствовать в книге сумму подаяния и закрепить её личной росписью. Кроме того, что такой учёт позволял начальствующим лицам строго контролировать пожертвования, это ещё и вселяло благотворителям лишнюю надежду, что их милостыня действительно пойдёт по назначению. И, что немаловажно, оприходование подаяний избавляло самого сборщика от искушения присвоить себе деньги, поданные на Божье дело.
1 минута
4 февраля 2024