Найти тему
74 тыс подписчиков

В 1926 году началось создание первого участка Пижемской узкоколейной железной дороги, тогдашний путь был всего лишь младенцем, простирающимся в направлении хутора Смирновский. Под властью времени, в 1948 году, появился лесной посёлок Унжа, на 12-м км дороги, придавая ей новый характер.


В 1950 году магистраль дороги вытянулась на 32 км, в лесах у села Ошминского вспыхнули посёлки Майский. В эпоху 50-х Пижемская узкоколейка служила двум организациям: Пижемскому ЛПХ и Ошминскому ЛСК Мосэнерго. Леспромхоз властвовал над лесами до 18 км, в своей иерархии имел посёлки Пижма и Унжа, в то время как Мосэнерго обладал южной частью лесозаготовок и населял посёлки Южный, Майский и Арба.

В 1957 году лесозаготовки Мосэнерго оказались в объятиях лесопромхоза, а узкоколейные дороги со своими локомотивными парками объединились. В этот период посёлок Южный попросту перестал существовать, а в 60-х годах свой конец нашёл Майский. Жители этих уголков были переселены в Унжу и Арбу.

На Пижемской узкоколейке пышно функционировал разнообразный локомотивный парк, включая мотовозы и паровозы. С 1967 года паровозы уступили место тепловозам ТУ4 и мотовозам МД54-4, трудившимся на ветках и временных путях "усов", в то время как тепловозы ТУ4 вели составы по магистралям. В 80-х годах три тепловоза ТУ6А заняли место МД54-4. В это время лесной посёлок Унжа был изгнан из своих обители, а основной центр лесозаготовок переместился за Арбу. Протяжённость дороги в этот период выросла до 40 км, простираясь за пределы и в Кировскую область.

Однако, к 2024 году узкоколейная железная дорога судьбоносно развалилась, став памятником времени.
(видео было снято в июле 2022 года)
1 минута
262 читали