8729 подписчиков
Для всех любителей «Настоящего детектива» – немного вспомним традицию жанра
Истоки повествования, использованного в шоу Пиццолатто, целесообразнее искать в литературе американского тру-крайма. И тут, конечно, нельзя не сказать о «Хладнокровном убийстве» Трумена Капоте – этот роман взорвал всю американскую литературу ХХ века. Капоте, по сути, создал новый жанр – гибрид прозы и расследования. Живой подход к фактуре в свое время окрестили «новым журнализмом».
Интрига здесь следующая: писатель Трумен Капоте в 1959 году прочитал заметку об убийстве семьи в Канзасе и решил посвятить этому книгу. Он поехал туда, где было совершено преступление, активно беседовал со свидетелями, детективами, а затем и с пойманными преступниками. Так родился напряженный роман, в котором реальные архивы поднимались до уровня художественной прозы, причем – мастерски составленной, просчитанной почти с монтажным вниманием к мелочам (исследователи потом будут говорить, что Капоте пытался примерить на литературе кинематографические техники повествования).
«Хладнокровное убийство» действительно визуализируется при прочтении. Нам дают панорамы Среднего Запада Америки, затем знакомят с парочкой убийц, охотившихся за сбережениями жертв. Все это дается через параллельный монтаж, усиливающий динамический эффект. Благодаря их показаниям (опять же, неспроста вспоминается «Настоящий детектив» с его обрамляющей линией интервью) мы узнаем подробности кровавого дела.
В 60-е книга произвела настоящий бум и буквально разлеталась как бестселлер. За ней, впрочем, быстро угнались кинематографисты – уже через два года Ричард Брукс выпустил успешную экранизацию. Этот многоуровневый подход к сцене преступления, включающий различные техники повествования и точки зрения, потом будет отзываться эхом во всем американском жанре детектива – и сериал HBO только лишь подтвердит это.
1 минута
19 января 2024