Найти тему
5171 подписчик

Выдающегося знатока древнерусского белокаменного зодчества Н.Н. Воронина, естественно, сильно интересовала личность князя АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. Поэтому в своих трудах Воронин посвятил блистательной эпохе этого правителя целый ряд страниц.

Н.Н. Воронин, вслед за своими научными предшественниками видел в Боголюбском князя-«самовластца» и объединителя.  Он считал, что при этом князе «складывается союз крепнущей княжеской власти и горожан и ведется целеустремленная борьба за общерусский приоритет Владимирской земли, за подчинение владимирским мономашичам других русских княжеств, за превращение столицы княжества — Владимира — в общерусский политический центр».
Нам-то такая схема кажется слишком упрощенной.
Но Воронин был искренне уверен в её правильности. И считал, что именно в целях объединения Руси Андрей Боголюбский много занимался церковными делами. Навязывая средневековому князю свою логику, Николай Николаевич писал: «Простирая свою духовную власть через рубежи феодальных княжеств в границах “всея Руси”, церковь могла бы содействовать ее сплочению».
Но была этому, с точки зрения Н.Н. Воронина, одна помеха: «нити церковной субординации прочно связывали русскую церковь с ее верховным зарубежным главой — византийским патриархом — и его агентом на Руси — митрополитом-греком в Киеве». А последний якобы стремился сделать управление русской церковью средством реализации политики византийского императора: «Будучи почти независимым от местной княжеской власти, он вмешивался в русские междукняжеские отношения в интересах Византии».
Поэтому, де, утверждал Воронин, «уже в XI в. стала ясной необходимость ослабления этой зависимости». А доказательства? Воронин в этом качестве приводит в пример Ярослава Мудрого: тот «добился» поставления в митрополиты русского — Илариона.
Его знаменитое «Слово о законе и благодати», – считал Воронин, – «с предельной силой выражало патриотическую гордость Русской землей и ее величием, мысль о ее равенстве с Византией и ее праве на независимость». Однако (вот досада!) «русский на митрополичьем престоле был единичной удачей, а затем там неизменно появлялся византиец».
Греки в изложении Воронина – неизменно лживые интриганы. Их происки на Руси «осложняли и запутывали политическую борьбу, направляя ее развитие в интересах византийского императора». Но разве не из Константинополя пришло на Русь православие? Разве не обогатила славян греческая христианская культура?
Одно обретение письменности уже драгоценное приобретение!
Выдающегося знатока древнерусского белокаменного зодчества Н.Н. Воронина, естественно, сильно интересовала личность князя АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО.
2 минуты