5171 подписчик
Выдающегося знатока древнерусского белокаменного зодчества Н.Н. Воронина, естественно, сильно интересовала личность князя АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО. Поэтому в своих трудах Воронин посвятил блистательной эпохе этого правителя целый ряд страниц.
Н.Н. Воронин, вслед за своими научными предшественниками видел в Боголюбском князя-«самовластца» и объединителя. Он считал, что при этом князе «складывается союз крепнущей княжеской власти и горожан и ведется целеустремленная борьба за общерусский приоритет Владимирской земли, за подчинение владимирским мономашичам других русских княжеств, за превращение столицы княжества — Владимира — в общерусский политический центр».
Нам-то такая схема кажется слишком упрощенной.
Но Воронин был искренне уверен в её правильности. И считал, что именно в целях объединения Руси Андрей Боголюбский много занимался церковными делами. Навязывая средневековому князю свою логику, Николай Николаевич писал: «Простирая свою духовную власть через рубежи феодальных княжеств в границах “всея Руси”, церковь могла бы содействовать ее сплочению».
Но была этому, с точки зрения Н.Н. Воронина, одна помеха: «нити церковной субординации прочно связывали русскую церковь с ее верховным зарубежным главой — византийским патриархом — и его агентом на Руси — митрополитом-греком в Киеве». А последний якобы стремился сделать управление русской церковью средством реализации политики византийского императора: «Будучи почти независимым от местной княжеской власти, он вмешивался в русские междукняжеские отношения в интересах Византии».
Поэтому, де, утверждал Воронин, «уже в XI в. стала ясной необходимость ослабления этой зависимости». А доказательства? Воронин в этом качестве приводит в пример Ярослава Мудрого: тот «добился» поставления в митрополиты русского — Илариона.
Его знаменитое «Слово о законе и благодати», – считал Воронин, – «с предельной силой выражало патриотическую гордость Русской землей и ее величием, мысль о ее равенстве с Византией и ее праве на независимость». Однако (вот досада!) «русский на митрополичьем престоле был единичной удачей, а затем там неизменно появлялся византиец».
Греки в изложении Воронина – неизменно лживые интриганы. Их происки на Руси «осложняли и запутывали политическую борьбу, направляя ее развитие в интересах византийского императора». Но разве не из Константинополя пришло на Русь православие? Разве не обогатила славян греческая христианская культура?
Одно обретение письменности уже драгоценное приобретение!
2 минуты
17 января 2024