104,9 тыс подписчиков
Неоднократно писал о «белогвардейской самоуверенности», недооценке антибольшевистским генералитетом, да и «рядовым офицерским составом» своего противника.
Этот «комплекс превосходства», в дальнейшем сыгравший с белыми злую шутку, все-таки возник не на пустом месте. Ведь первоначально белым противостояли плохо организованные, набранные с «бору по сосенке» отряды, пропитанные негативными обычаями революционной поры.
Вот как описывал эти отряды их же собственный Главнокомандующий:
«Весьма разношерстная армия, основанная в отдельных своих частях на совершенно различных организационных принципах.
Сводные отряды в значительной части оказались небоеспособными, дали большой процент дезертиров и ослушаний. Отряды красной гвардии обнаружили, в общем, слабую выносливость, плохую маневренную способность (имело значение ещё и отсутствие обозов), но значительную моральную стойкость. Решающим моментом в борьбе явилось появление на путях к Ростову закаленных фронтовых частей. Правда, значительная часть снятых с фронтов на Дон частей распалась по дороге или дезертировала уже на новом фронте...» (с) В. А. Антонов-Овсеенко. Строительство Красной Армии в революции. Красная новь, 1923.
Отдельно нужно отметить, что в бой рвались, в основном, «люди без боевого опыта» — те самые красногвардейцы. Старые солдаты практически все стремились в родные места, устав от Первой мировой и не желая далее сражаться.
Схожая проблема отмечалась и у белых: фронтовое казачество не собиралось участвовать в Гражданской, да и немалая часть фронтового офицерства — тоже. Про солдат молчу, они к белым и в более поздние периоды не шибко шли. Оттого — те самые «кадеты-юнкера-студенты-прапорщики 1917 года выпуска» в белом движении, не успевшие навоеваться.
Фотография: красногвардейцы в первой половине 1918 года.
1 минута
17 января 2024
5594 читали