2425 подписчиков
Казнить нельзя помиловать #история
В центре Москвы есть старейший гастроном России, который был открыт аж в 1901 году. Магазин, названный по имени его основателей, купцов Елисеевых, во все времена был ориентирован на состоятельных покупателей. Даже в период СССР, когда Елисеевский получил название «Гастроном №1».
Директором магазина в 1980е годы был Юрий Соколов, который прошел путь от работника магазина до его руководителя. Естественно, чтобы в гастрономе были дефицитные продукты, к управлению магазином был нужен особый подход.
Соколов щедро одаривал своих сотрудников неофициальными премиями и тратил огромные суммы на взятки директорам плодоовощных баз и министерским чиновникам.
Благодаря этому в магазине было все, о чем мог мечтать советский гражданин. Конечно, лишь малая часть продуктов покупалась за карточки. Золотой жилой магазина была реализация дефицитных товаров за немалые деньги.
Спрос на эти продукты создавали представители партийной элиты, крупные чиновники, известные артисты и иная привилегированная публика.
Конечно, создать такую систему было невозможно без покровительства первых лиц СССР.
Основная часть взяток шла через начальника главного управления торговли Николая Трегубова. В условиях дефицита именно от личного расположения Трегубова зависело, что и в каком количестве получит каждый гастроном Москвы.
Ещё одним значимым покровителем Гастронома №1 был Виктор Гришин, который занимал должность первого секретаря Московского горкома, что эквивалентно позиции мэра.
Многочисленные члены кормушки были очень довольны Соколовым – тот щедро и исправно платил взятки, планомерно увеличивая выручку магазина.
Но все проходит.
В это время серьезно заболел Леонид Брежнев, и стало ясно, что место Генерального секретаря ЦК КПСС скоро освободится.
За должность развернулась борьба между Виктором Гришиным — покровителем Соколова, и Юрием Андроповым — Председателем Комитета государственной безопасности СССР, который начал «прорабатывать» самого Соколова и его окружение.
В один день, дождавшись, когда Соколов уедет в командировку, спецслужбы устроили короткое замыкание и проникли в гастроном под видом электриков. Под прикрытием они напичкали кабинет директора прослушкой и спешно свернулись.
Того, что «накопали» сотрудники КГБ вскоре было достаточно, чтобы «брать» Соколова. 30-ого октября 1982 года его задержали в момент получения взятки.
Поначалу Соколов пошел в отказ. Но когда место руководителя партии занял Андропов, то стало ясно, что бывшие покровители спасать Соколова не собираются, и директор стал сговорчивее. Надеясь смягчить себе приговор, Соколов выдал все, что знал. В деле начали мелькать имена всей московской верхушки.
По статье взяточничество в СССР обычно получали до 15 лет заключения. На 15 лет заключения был осужден Николай Трегубов, по 10-13 лет получили некоторые сотрудники магазина. А что же сам Соколов, он ведь все рассказал, пошел на сделку со следствием?
Бывшего директора Гастронома №1 приговорили к смерти, и расстреляли через месяц после вынесения приговора. “Елисеевское дело” стало первой громкой мерой, которую принял Андропов в рамках масштабной борьбы с коррупцией в стране.
Однако, махание шашкой длилось недолго. Коррупция в СССР была глубоко укоренившейся и системной проблемой, которую было невозможно устранить за пару лет. Поэтому, после смерти Андропова, борьба с коррупцией в стране потеряла былой пыл.
Кстати, именно рассказ о деле Гастронома №1 стал первым выпуском передачи «Следствие вели…» с Леонидом Каневским.
2 минуты
16 января 2024