Найти в Дзене

🪞 Портрет, похожий на икону


Все портреты Сергея Тутунова хочется не просто рассматривать, в них хочется всматриваться. За каждым героем — биография, достойная отдельного рассказа: Софья Михайловна Мейн, Алексей Петрович Арцыбушев, Владимир Владимирович Трубецкой... Художник умел увидеть и передать не просто внешнее сходство, а ту внутреннюю, глубинную сущность человека, которая, по мнению искусствоведа Николая Третьякова, во многом связана с иконой.
Внук священника, чье детство прошло возле обители святого Сергия, конечно знал, что значит смотреть на человека по-христиански, какое мировидение лежит в основе иконописи — при том, что церковным человеком сам он не был.

🪐Тутунов писал не ради карьеры. Не мог он из конъюнктурных соображений «увековечивать» какого-нибудь видного советского чиновника, героя революции или «борца за мир». Хотя, казалось бы, большая семья, трое сыновей… Но он не мог. Слишком высоко ценил искусство. Он утверждал:

«Искусство передаёт высшие духовные ценности от сердца к сердцу. <…> Я приемлю любую форму в изобразительном искусстве, начиная с наскальных рисунков в пещере Альтамира в Испании, искусства Египта, Греции, раннего Возрождения, не говоря о древнерусской живописи — Феофана Грека, Рублёва — и кончая Ван Гогом. Но при одном условии: что через нее, через форму, светится величие человеческого духа, обращенного вовне с сочувствием и любовью. Но как только художник замыкается в себе и своим произведением даёт почувствовать, что ему ни до кого, кроме себя, нет дела, — а это в искусстве скрыть невозможно, — такой подход у меня вызывает отчуждение».

Журнал «Московский художник», март 1988

🪶 Оксана Головко
1 минута