Найти тему
5483 подписчика

К слову, о светильниках.


В 1933 году по постановлению Кагановича при Моссовете были созданы архитектурно-проектные и планировочные мастерские.

Мастерская №12 была особенной – в ней должны были разрабатывать только мебель, малые архитектурные формы и оборудование. Просуществовала она всего три года – с 1933 по 1936 год.

Однако за это короткое время ен коллектив спроектировал мебель и светильники для нескольких станций московского метро, для гостиницы «Москва», редакционного корпуса комбината «Правда», для универмагов, бань и других учреждений. Одним из наиболее активных авторов в мастерской был Абрам Дамский.

Сразу после выпуска из ВХУТЕИН Дамский возглавил проектную мастерскую завода «Электросвет», где принимал участие в разработке первых отечественных серийных светильников для производственных помещений.

В 1931 году он спроектировал потолочный светильник для общественных зданий «Люцетта» (фото 3), который в различных вариациях производят до сих пор.

В середине 1930-х годов Абрам Дамский разработал дизайн светильников для стадиона «Динамо» и клубной части Центросоюза Ле Корбюзье.

В его ранних проектах еще сохранялись «вхутемасовские» простые формы (шар, цилиндр, призма, конус), но уже появился блеск никелированной стали и бронзы, матовое стекло, плавные закругления и загибы, характерные для дизайна ар-деко и стримлайна.

В начале 1943 года, в разгар военных действий, после выхода Постановления ГКО о возобновлении строительства метро, он был направлен на завод №8 Метростроя для организации цеха по производству осветительной арматуры и художественного литья.

Создание подобного цеха в условиях военного времени, без оборудования и специального здания, без квалифицированных кадров было делом сложным.

Абрам Дамский проработал в Метрострое до 1949 года. За это время цех оснастил светильниками и другими металлическими художественными изделиями 18 станций Московского метрополитена – платформы, вестибюли и эскалаторные наклоны.

1 минута