Найти тему

Урал постепенно заселялся выходцами из многих областей России, со временем потерявших свои этнографические особенности и приобретающими новые приметы, постоянно общаясь с людьми из других областей, они и наложили свой отпечаток на творчество гармонистов. Переселяясь на Урал вместе с домашним скарбом, люди непременно несли с собой и музыкальные традиции. На протяжении многих лет здесь Наша "Гармонь" влилась в общероссийское движение "За гармонь!", которое на два года раньше начал Геннадий Заволокин. Благодаря его подвижнической деятельности гармонь проходил постоянный и активный песнеобмен. Поэтому в исполнительском искусстве уральских гармонистов и песенников можно найти приметы локальных традиций многих областей России.


Развитие народного творчества на Южном Урале оказалось сложным. После октябрьского переворота музыкальная культура в основном обслуживала идеологию большевизма. В 20-х годах стала складываться и организованная клубная художественная самодеятельность. Широкие массы трудящихся начали приобщаться к достижениям отечественной и мировой культуры и искусства. Повсеместно стали проводиться олимпиады и смотры народных талантов. Самодеятельность получила тогда и основную свою ориентацию: ее главной социальной функцией стало просветительство.

Безусловно, в такой направленности было немало положительного. Однако постепенно появились и отрицательные тенденции: для многих самодеятельных коллективов самоцелью стало исполнительство, а выбор их репертуара стал сводиться лишь к одному: он хорош лишь тогда, если способствует коллективу к завоеванию призовых мест на смотрах и конкурсах, к возможности получить хорошую поездку с концертами по стране, а то и за границу.

Для учреждений культуры такой коллектив превращался в единицу культурного обслуживания. Для самих же участников самодеятельности постепенно становилась как бы второй работой с компенсацией в виде освобождения от основной работы, гастрольных и туристических поездок.

Гармонь забыли на долгие годы, услышать ее можно было лишь только в быту. Правда сам народ всегда любил этот инструмент и тех, кто на нем играл. Эта любовь спасла гармонь и традиции исполнительства на ней от полного забвения. А потом нашлись и энтузиасты, возродившие ее к новой жизни. Первым среди них необходимо назвать теперь уже знаменитого новосибирского музыканта - Геннадия Заволокина. Благодаря его подвижнической деятельности гармонь ожила по всей России, в том числе и на Южном Урале. Активисты Центра "Гармонь" - наши современники. Большинство из них даже не помышляли о сцене, о выступлениях при многочисленной публике - просто играли и пели для себя, для друзей, родственников, соседей. Когда же появился Центр "Гармонь", они стали его активистами и развили свой талант. О них вскоре узнали любители народного творчества всего Южного Урала.

Сегодня важно знать, что происходит с гармонистами, когда они попадают на сценические подмостки. Но не менее важно и другое: изучить их самобытное творчество, сохранить и передать его будущим поколениям.

Концерты и праздники "Играй, гармонь!" неизменно собирают огромные аудитории. И не важно, где происходят эти события: в зале или на открытом воздухе, зимой или летом, в городе или на селе. Людей всегда привлекают и песни, и наигрыши, исполненные гармонистами.Они удивительным образом пробуждают в зрителе талант соучастия. Видимо, это свойство есть у каждого человека, но, как правило, люди достаточно редко испытывают гордость и радость от этого дара. Стараются не показывать свою чувственность и чувствительность, свою поглощенность искусством. Десять лет мы наблюдаем, как слушатель на концертах наших гармонистов забывает об этих "нравственных правилах". Он всегда раскрыт, раскован, никогда не обращает специального внимания на внешние проявления своего темперамента, иногда, может быть не в меру не сдержанного. Живет на праздниках и концертах удивительно полно, широко, открыто. И что очень важно, потом еще долго бережет свои впечатления. Так зрительский талант пробуждает все новые и новые дарования.
3 минуты