Почему же так несправедливо обошлись специалисты с гармонистами? Видимо, не стоит это связывать только лишь с пренебрежением образованного сословия музыкантов-исследователей к простому народу. Очевидно, есть какие-то другие серьезные объективные причины, находящиеся в самой природе искусства гармонистов, в его отличиях, допустим, от творчества мастеров эпоса.
Гармонь, как и народная песня, никогда не была редкостью. Напротив, она была очень популярна на всей Руси, а многие тысячи исполнителей со временем сделали ее по сути дела главкой носительницей национальной самобытности того или иного народа.
В течение ХVIII и XIX веков народные песни обычно издавались в России без нот, а их тексты изучали, как правило, только филологи. Наверное, оттого и не обращали внимания исследователи на исполнителей-певцов и тем более гармонистов, подлинно научное изучение проблемы исполнительства на гармони могло начаться в конце XIX века, когда появился фонограф. Так и случилось с песней. А гармони опять не повезло. Отношение к ней со стороны фольклористов было неоднозначным. Место под солнцем она завоевывала долго и трудно. Известно, например, что такие крупные специалисты по народному творчеству, как Е.Линева, М.Пятницкий, гармонь не любили. Да только ли они!
Е.Максимов в своей книге "Российские музыканты-самородки" приводит любопытные выдержки из газетных публикаций начала XX века: "А ну-ка, балалайки, сговоритесь-ка с домрами, пригласите в советники гусли-самогуды да вступитесь за свои попранные права и объявите войну гармонике, чтобы через несколько лет на Руси и духа этого пришельца не было". Еще одна цитата: "Широко было распространение балалайки, и славна ее репутация. Но вдруг хитрый немец выдумал какой-то анафемский духовой инструмент, где просто перебирая пальцами, получались громкие и разнообразные звуки. Познакомились с этим заморским инструментом сначала интеллигенция, за ней народ. Тульские и череповецкие мастера еще упростили этот инструмент, довели его до дешевизны,- и по всей широкой Руси вдруг пошла гулять антимузыкальная "гармонь-тальяночка", или "гармолька нова - тромбасом играет разным голосами".
Гонения на гармонику как на инструмент, пагубно влияющий на развитие народной песни, доходили порой до требования ее полного изъятия из обихода. Так, один из музыкальных критиков, И.Липаев писал: "Мы не будем доказывать антимузыкальность этого инструмента, -она слишком хорошо известна каждому. Пока же с ним приходится считаться, нельзя не говорить о нем". И далее: "...гармоника - отвратительный, дребезжащий, вполне антимузыкальный инструмент, способный убить в зародыше всякое чувство музыкального изящества и распространившийся на Руси в невероятно громадных массах. Это отвратительное рычание, а не музыка, прибавьте сюда вечную фальшивость гармоней дешевого качества и вы поймете, сколько вреда для музыкального чувства, исходящего из этого снаряда, созданного, кажется, с целью убить в народе музыкальность".
После появления в начале XX века баяна, в определенной степени заслонившего гармонь, специалисты перестали обращать на нее серьезное внимание. Даже в фундаментальной работе А.Мирека "... И звучит гармоника" рассказ о ее развитии заканчивается тридцатыми годами.
Исторически сложилось так, что творческая индивидуальность сказителя былин, вопленины, сказочника как исполнителя постоянно изучалась фольклористами-словесниками. Изучение же творчества гармонистов практически не осуществлялось. Поэтому выход данной работы, посвященной гармонистам Южного Урала, представляется более чем своевременным.
Много ли своеобразных примет и характерных особенностей в творчестве наших гармонистов, активистов Центра "Гармонь", и каковы их соотношения с общероссийскими традициями? Думается, считать природу искусства уральских гармонистов как целостное музыкально-этнографическое понятие вряд ли стоит. Не следует, на наш взгляд, также представлять столь большой край со всем богатством его районных этнографических черт как замкнутое в себе явление с яркими типологическими свойствами музыкального фольклора.
3 минуты
13 января 2024