Найти тему

🧩 Христос и его бабуля.


Вчера, копаясь для вас в сокровищнице английских королей, случайно узнала о сюжете в написании святого семейства (илл. 10), который, хоть и попадался нас всем на глаза (на картине Леонардо, на илл. 1), но в силу его не особенной распространенности, думаю, не все на нем фиксировали внимание именно как на особом отдельном варианте изображения Христа и девы Марии.

Здесь перед нами, можно сказать, стандартная российская семья недавнего времени - ребенок - мама - бабушка.

Маму Марии звали Анна.
Изображали их втроем чаще всего таким образом, что каждый более старший персонаж являлся троном для последующего младшего.
Этот вариант в Италии имел даже свое название в средние века - Sant'Anna Metterza.

Заметьте - отца Марии рядом нигде не было.
Почему-то если его изображали рядом с женой и дочерью, то Мария была уже без сына и подразумевалось, что она сама еще ребенок.
Мне кажется - очень любопытная концепция.

Анна здесь олицетворяла, по одной из расшифровок этой композиции, саму Церковь.
Мария - материнскую любовь,
Иисус - страсти и распятие Христа.
Ну то есть Христос стремится к Страстям, Мария его удерживает как любящая мать, а Анна удерживает Марию от удерживания Христа, потому что понимает, что он должен пройти свой путь.

Культ Анны получил распространение с 13 века.
В некоторых местах пошли еще дальше, и обнаружили еще и мать Анны в апокрифических евангелиях, по имени Эмерентия.
Вообще, некоторые так хорошо копались в апокрифических евангелиях, что нашли там целый разветвленный клан родственников Христа, причем все со стороны бабушки. Но это уже такие дебри богословия, в которые мы лезть не будем.

Логики в этом нет, есть вера и разные откровения.
В общем - вы теперь тоже в курсе сюжета.
1 минута
2351 читали