7164 подписчика
#азбукамеломана
▫️ Бетховен — универсальный и крайне разносторонний композитор, склонный и к юмору, и к нежности, и к интровертной лирике, но самыми очевидными для последователей оказались его открытия в сфере драматизма и героики.
▫️ В своих крупных опусах Бетховен зачастую обращался ко всем живущим на Земле. «Моцарт отвечал только за отдельные личности… Бетховен же думал об истории и всем человечестве», — писал музыкальный критик Владимир Стасов. Отсюда и ошеломляющие для музыки той эпохи масштабы: например, одна первая часть «Героической» симфонии Бетховена почти в два раза длиннее всего «Юпитера» — самой крупной симфонии Моцарта. Гайдн написал больше ста симфоний, Моцарт — больше пятидесяти, а Бетховен — всего девять, но каждая из них представляет собой уникальную и тщательно выстроенную конструкцию.
▫️ В своей «героической» ипостаси Бетховен воплощает образы борьбы и преодоления. В звуках Пятой симфонии можно расслышать автопортрет композитора, боровшегося с глухотой и полного решимости продолжать творить. Идею столкновения человека с фатумом по примеру Бетховена выражали в музыке и другие композиторы — например, Чайковский и Малер.
▫️ Бетховен показал путь мыслящего и сомневающегося героя — не только его мужество и доблестные подвиги, но и противоречивый внутренний мир, трагедию личности, переживающей внутренний конфликт. В этом смысле творчество Бетховена связывает классицизм и сменившую его эпоху романтизма. Увертюра Бетховена «Кориолан» стала одним из первых образцов программного симфонизма романтического века.
1 минута
12 января 2024
447 читали