5316 подписчиков
Русский кокошник? А может, индийский, этрусский или перуанский? Поразительное единодушие древних народов в отношении «уникального национального» головного убора. Полное ощущение, что идеи религии, костюмов, узоров и архитектуры просто распространила одна цивилизация.
Есть мнение, что такой головной убор остался еще от эпохи матриархата и носила его наивысшая каста — только жрицы Солнца. А тот факт, что этот предмет одежды встречается практически по всему миру, свидетельствует о широчайшем распространении солнечного культа. Потому головной убор в форме Солнца остался именно в женском национальном костюме, и, зачастую, одевался именно по праздникам и самым торжественным моментам, излюбленно носился дамами высшего общества и говорил об их высоком статусе.
На Руси головной убор мог многое рассказать о своей владелице, т.е. он являлся «говорящей» частью национального костюма. По головному убору можно было определить из какой губернии женщина прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное — замужем ли она или девица на выданье.
Древнейшим типом головного убора нужно признать тот, где прямой гребень сидит поперек головы, от уха до уха. Именно эта форма и укоренилась в сознании народа под названием «кокошник». Его древнее название «златоглав» говорит нам об очень высоком статусе обладательниц такого аксессуара. Такая форма головного убора была особенно любима высшими слоями общества. Именно такие и носили при царском дворе, украшенные жемчугом и яхонтами.
Однако, несмотря на значимость кокошников для народа и символическую силу, Петр I запретил ношение кокошников. Это произошло в 18-ом веке, когда русское общество стремилось приблизиться к западной культуре. Петр I желал изменить классическое понимание русской красоты и привить русским женщинам западные тенденции. Носить кокошник при этом было запрещено и считалось застарелым и несовременным.
Поэтому знатные дамы отказались от этой части своего костюма и старались одеваться по западному стилю. Зато крестьянки все еще продолжали с удовольствием носить кокошники и передавать их по наследству.
Немодным кокошник оставался около 100 лет, пока к власти не пришла Екатерина II. Императрица подчеркивала свою связь с русским народом: на эрмитажных собраниях она говорила исключительно на русском языке и наряжалась в одежды, которые напоминали народные костюмы. Такой образ часто дополнялся стилизованным, красиво украшенным кокошником. Так, за Екатериной головной убор начали снова носить и другие придворные дамы.
Интерес к кокошникам окончательно возродился в XIX веке после Отечественной войны. В 1834 году Николай I издал указ, которым ввел новую одежду для придворных дам. Этот костюм был похож русский сарафан, обязательно с головным убором: для незамужних девушек — повязкой, для замужних — повойником или кокошником.
💬 Есть что добавить и обсудить? Ищете единомышленников?
👉Собираемся на канале Русской Академии t.me/...dem
📅 Расписание курсов и открытых лекций Академии rus-academy.ru
2 минуты
13 января 2024