104,8 тыс подписчиков
Нежелание «русского бизнеса» помогать белому движению вызывало негативную реакцию у противников большевиков. Некоторые харизматические лидеры попытались добыть средства силой. Что уж совсем удивительно, так это то, что кое-кто занялся этим ещё до большевиков (имевших привычку налагать контрибуции на буржуазию).
Речь об атамане оренбургских казаков Александре Ильиче Дутове. Считается, что именно он первым заявил о непризнании Октябрьской революции, буквально в октябре-ноябре 1917 года. Потом уже аналогичные действия совершили А. М. Каледин (у которого собирались белые) и Г. М. Семенов. Кстати, к оренбургским казакам осенью 1917 года тоже присоединился офицерский контингент, но, правда, совсем крошечный.
А. И. Дутов тоже попытался воззвать к русским предпринимателям. Но те обещали только «моральную поддержку». Тогда атаман понял, что «обосновывать — утомительно и долго»:
«Созвал я наших милых купчиков, просил дать денег, не помогло, хоть и клянутся: «Душу отдадим за спасение России». Я им: «Оставьте душу себе, мне деньги нужны». Не тут-то было. Пришлось наложить контрибуцию — в миллион рублей. Дал сроку 24 часа, завтра утром должны быть доставлены. Все рабочие-большевики грозились забастовкой, так что одно оставалось — занять войсками городские учреждения, расстреляв предварительно зачинщиков. Рабочие комитеты я засадил в тюрьмы как заложников...» (с) А. И. Дутов — М. А. Нестерович-Берг. / В борьбе с большевиками.
На дворе — ноябрь 1917 года, если что. Но у белых уже и контрибуции, и расстрелы, и даже заложники. Опять же, А. И. Дутов не собирался «отсиживаться в Оренбурге» и готов был помочь другим антибольшевистским силам.
Но этот пост скорее про другое: поступок Дутова в отношении «бизнеса», в общем-то, верный, с прагматической точки зрения. Вооруженные силы нужно финансировать. И если бы разнообразные «белые» с самого начала последовательно «трясли капиталистов», то дела бы у них могли пойти куда лучше...
Фотография: А. И. Дутов (1879 — 1921).
1 минута
23 января 2024
4629 читали