10 подписчиков
Удастся ли в нынешнем году устранить «злоупотребления монопольным положением» у компании «Эйр Астана» и снизить цены на авиабилеты?
В конце прошлого года решением специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Алматы авиакомпания «Эйр Астана», имеющая статус «национального авиаперевозчика», была привлечена к административной ответственности на сумму более 876 млн тенге за злоупотребление доминирующим и монопольным положением, что привело к необоснованному повышению цен на авиабилеты.
В числе выявленных нарушений указывалось и на незаконное взимание некоего «топливного сбора», который также закладывался в цену на билеты.
Помимо установленного судом штрафа между авиакомпанией «Эйр Астана» и Агентством по защите и развитию конкуренции был заключен комплаенс (то есть, говоря проще – вынужденный комплекс мер), направленный на сдерживание цен на монопольных маршрутах по внутренним направлениям.
В частности, помимо отмены пресловутого «топливного сбора» авиакомпания обязалась не повышать цены на услуги авиаперевозки пассажиров по внутренним направлениям до конца 2024 года.
Еще одной важной мерой стало совместное решение Министерства транспорта и Агентства по защите и развитию конкуренции об усовершенствовании режима «открытого неба» с целью повышения привлекательности казахстанского рынка авиаперевозок.
Как говорилось в сообщении Комитета гражданской авиации: «В приказ МТ РК о введении режима «открытое небо» внесено изменение, снимающее ранее действовавшее ограничение в части предоставления иностранным авиакомпаниями права использования 5-й степени «свободы воздуха» только по тем направлениям, на которых не оперируют казахстанские авиаперевозчики.
Таким образом, иностранные авиакомпании получили право выполнять полеты в ряд городов Казахстана без ограничений по частотам и типам воздушных судов, в том числе с 5-й степенью «свободы воздуха» без ограничений по маршрутам.
Данный шаг, направленный на развитие конкуренции в отрасли, в перспективе поспособствует снижению стоимости авиабилетов, улучшению сервиса и расширению географии полетов»…
Новость, безусловно, приятная, так как цены на некоторые внутренние рейсы, установленные национальным авиаперевозчиком, давно уже попадали под категорию «шоковых», а хорошо «устаканившаяся» монополия на ряд направлений казалась непоколебимой (по крайней мере, предпринимаемые в прошлые годы робкие попытки хоть ее немного поколебать, как правило, заканчивались неудачей и восстановлению незыблемого «статус-кво» совместного предприятия «Самрук-Казыны» и британской компании «BAESystemsPLC», в конечном итоге и образующего авиакомпанию «Эйр Астана»).
На сегодняшний день никакие конкретные детали по возможному расширению рынка путем привлечения иностранных авиакомпаний (то есть, перечень возможных кандидатов и осваиваемых ими направлений) еще не оглашались. Но то, что в случае, если этот сценарий действительно воплотится в жизнь, цены на авиабилеты могут корректироваться в сторону снижения, бесспорно.
Подпишись на t.me/publicturan
2 минуты
22 января 2024