Мысль и Бытие
Мысль и Бытие …….Бытие и Мысль ( фрагменты )
«То же самое – мысль и то, о чём мысль возникает. Ибо без бытия того, о чём мысль возникает, и самой мысли тебе не найти….Мыслить – то же, что и быть».( Парменид. «Фрагменты ранних греческих философов». М.1989 ). Эти мысли Парменида стали своеобразным эпиграфом европейской философии. В течение тысячелетий европейская философия стремилась постичь мыслью сущность Бытия. Итогом этих стремлений стало грандиозное философское сооружение, сотворённое Гегелем. Но и это грандиозное философское сооружение Гегеля есть лишь некие «фрагменты» того Первоединого и Первосущего, за метафизической маской которого скрываются глубинные первоосновы мироздания, глубинные первоосновы Бытия. Гегель считал, что «всё разумное действительно, и всё действительное разумно», - ведь всем правит некий мировой дух, мировой разум, способом существования которого в этом мире является диалектика. А основным созидающим моментом диалектики является принцип «отрицания отрицания» и последующий синтез. Поэтому и мировая история «разумна». Но если бы дух Гегеля посетил ХХ век, то он, наверно, весьма усомнился бы в «разумности» человеческой истории. Увы, диалектический принцип «отрицания отрицания» в человеческой истории становился причиной очередной кровавой бойни или причиной появления очередного кровавого диктатора. Иван Александрович Ильин, автор уникальной монографии о философии Гегеля, указал на основную феноменологическую ошибку Гегеля. Она заключалась в том, что Гегель не различал мышление и смысл, соединил их в единое и нераздельное метафизическое образование. Но ведь смысл ( логос) представляет Бытие, а мышление представляет человеческое сознание. Известное высказывание Гегеля о «несчастном человеческом сознании» позволяет думать, что он осознавал этот непреодолимый разрыв . «Фурия исчезновения воцаряется над миром предметов…» ( И.А. Ильин «Философия Гегеля…» 1994 г., стр.114). Между «Мировым Разумом» и Бытием образовалась «пропасть онтологического зияния». Может быть, мысль заблудилась в лабиринте человеческих слов. «Мысль изречённая есть ложь», - сказал Фёдор Тютчев в своём стихотворении под названием «Silentium» (« Молчание « ). Провозглашённое Парменидом тождество мысли и Бытия не состоялось. Кант понял это и трансцендентально разделил «вещь в себе» и механизмы человеческого познания. «До Канта существовала наивная самоуверенность разума в том, что универсальный разум при помощи общих понятий и категорий познает суть вещей…Кант гениально увидел смешение мышления и бытия, принятие мышлением своих собственных продуктов за объективное бытие. Так называемое объективное познание оказалось лишь трансцендентальной иллюзией», - написал Николай Бердяев в своём главном философском труде «Опыт эсхатологической метафизики». А Эрнст Мах в своей «Механике» написал следующее : « Мы не должны считать основами действительного мира те интеллектуальные вспомогательные средства, которыми мы пользуемся для представления мира на сцене нашего мышления». ( Э. Мах «Механика»,2017, стр. 426 ). Своеобразным производным философии Гегеля стала феноменология Гуссерля, а в России её последователем стал русский философ Густав Густавович Шпет. Он считал, что всё, что есть, есть через сознание, и это строгий философский путь постижения «всего». Если отвлечься от всего «лишнего», совершить «феноменологическую редукцию», то можно интуитивно постичь идеальную сущность Бытия. При этом постижении сознание как бы отрывается от индивидуального собственника, становится «ничьим». «Феноменологическая редукция» сознания, т.е. очищение сознания от воздействия феноменов реального мира, ведёт к тому, что «чистое сознание» становится способным постигать «чистые истины, чистые смыслы». «Феноменологической редукции» подвергали себя отшельники и затворники. Познающее человеческое сознание как бы преодолевает «пропасть онтологического зияния», и ему открываются истинные смыслы Бытия. Вряд ли феноменология Гуссерля смогла открыть сокровенные тайны Бытия, но она обратила интерес познающего к проблемам своего существования в этом мире. Так возни
3 минуты
14 апреля