447 подписчиков
Кому близок язык тела, язык танца.
На днях посмотрела документальный ЗD-фильм “Пина. Танец страсти” режиссера Вима Вендерса о выдающейся женщине XX века – танцовщице и хореографе Пине Бауш.
На экране артисты полтора часа танцуют, кричат, двигаются, демонстрируют все, на что способны, — словом, прославляют жизнь и все ее стороны — от страсти до страха. Кажется, лучшего завещания Пины Бауш — женщины, которая жила «тихо» и носила черное, — нельзя представить.
Она отдельная вселенная в мире театра. Она не стремилась быть в потоке, на волне, не смотрела новости. Пина – течение жизни, которое невозможно остановить и зафиксировать. Остается следовать за ней, наблюдать, ощущать.
«Мне всегда казалось, что только через танец я могу выразить себя» — говорила она.
«Для меня спектакль – это жизнь в самом простом значении слова. Она важнее всего».
Темы любви, потери, одиночества и радости часто становятся центром её работ, делая их эмоциональными и близкими нам. Она говорила о том, что жест, движение может по выразительности встать рядом со словом.
"Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет." Эта цитата отражает её философию и подход к искусству танца.
В одном из интервью, за восемь лет до смерти, Пина признается, что до сих пор, в 61 год, ощущает себя ребенком. «Меня легко рассмешить. Я как дитя, всему открыта... Я полна страха, полна любви, во мне очень много нежности. А еще я невероятно боюсь жестокости». Но, как это часто бывает — в кино, литературе, да и в реальной жизни, — хрупкие с виду люди на поверку оказываются мраморными атлантами, подпирающими мир. Без Пины с ее кажущейся уязвимостью, а еще — страстью, талантом, умом и смелостью — современный танец был бы другим. Скорее всего, в нем было бы гораздо меньше жизни.
Ее актеры описывали ее так: “Она сочетала в себе хрупкость и твердость…Она словно дом с большим чердаком полных сокровищ…Она глубоко заглядывала в наши души и постоянно спрашивала – к чему мы стремимся и откуда приходит это острое желание. Пина говорила: “Продолжай искать… Танцуй ради любви”. “Безусловно, бывают ситуации, из-за которых мы теряем дар речи. Когда слова не могут сделать ничего кроме как что-то пробуждать, тогда на помощь приходит танец”.
В ее постановках с потолка льется вода, а наряду с людьми играют животные — появляются кролики, куры, собаки, крокодилы, морж и даже бегемот… Движения актеров эмоционально заряженные, страстные. Ломаные, при этом плавные; хаотичные, но четкие и до миллиметра продуманные. Нечто подобное можно наблюдать в живой природе: если записать на камеру жизнь цветка — как он растет, тянется вверх; как затем распускается и увядает бутон, — а потом воспроизвести с увеличенной скоростью… Пина твердила, что тело красноречивее любых слов.
Секрет успеха, может быть, заключался в том, что ее Танцтеатр не стеснялся свежего взгляда на жизнь и в то же время давал волю фантазии. Он серьезно относится к повседневности и дарит надежду на светлое будущее. Всё, что мужчины и женщины делают в ее пьесах вселяет уверенность, честность, делает каждого ближе к осознанию счастья или толкает от него в другую сторону… Но каждый раз публика уходит домой с осознанием: несмотря на взлеты и падения, жизнь продолжается и развитие есть всегда.
На фотографиях - кадры из фильма "Пина. Танец страсти" и Пина Бауш.
2 минуты
10 апреля