Я тут недавно задумалась о такой устоявшейся в общественном сознании конструкции как «бояться и уважать». Может, кто-то из психологов об этом говорил, и я немного коснусь этого исходя из личного и опосредованного опыта, но и добавлю тут родные лингвистические пять копеек (а что ещё остаётся)).
Значит, бояться и уважать находятся по разные, даже противоположные стороны и эмоционального спектра, и спектра условной субъектности/добровольности. Если совсем упрощать, то уважение ближе к условной "любви", а страх - к условной "ненависти".
Любовь и уважение сходятся в жирной точке, имя которой принятие. Когда мы что-то/кого-то любим - мы это принимаем. Когда мы кого-то уважаем - мы его и/или его действия принимаем (по разным причинам, но добровольно).
Когда мы чего-то боимся, мы это не принимаем. Потому что само чувство страха противоположно принятию: чувство страха - боязнь - буквально означает «беспокойство, вызванное ожиданием опасности», а опасность, в свою очередь, вызывает желание защититься, то есть, отторгнуть, не впустить, не принять. Идём дальше. Если я кого-то уважаю, я его не боюсь, потому что принимаю справедливость его действий и решений, вижу в них какие-то достоинства. Уважение - это «почтительное отношение, основанное на признании [то есть, добровольном принятии] чьих-то достоинств» (Ожегов и Ушаков в помощь).
А принимать, между прочим - это «взять даваемое(!)/допустить к себе» (страх, как мы помним - это как раз НЕ допустить к себе).
Получается, что, говоря «мы хотим, чтобы нас уважали и боялись», мы требуем невозможного.
Потому что страх основан на чувстве опасности и недобровольности (страх вызван чем-то, что не зависит от нашей воли, то есть в чувстве страха мы не субъекты, а объекты), а уважение - на признании достоинств (а признание - это акт добровольный и аргументированный: в нем априори заложена концепция выбора).
Так что одновременно уважать и бояться довольно сложно, лучше бы выбрать что-то одно.
#твоясреда #росмолодежь
1 минута
15 апреля 2025