114 подписчиков
"Д'Артаньян и три мушкетера" - вокруг и около
Прослушал (или посмотрел?) в ютубе ролик одного нашего историка или, быть может, популяризатора этой науки, посвященный старому советскому телефильму "Д'Артаньян и три мушкетера".
В общем-то, его содержание было вполне предсказуемым: человек этот известен главным образом тем, что критикует "матчасть" исторических фильмов, и достается от него практически всем - по-моему, не было еще ни одного фильма этого жанра, который он не разнес бы вдребезги - и следует признать, во многом его критика выглядит справедливой.
Что же с нашими любимыми "Тремя мушкетерами?" Разумеется, они тоже получили, что называется, "по первое число" (можно употребить и другие эпитеты) хотя, если честно, я ожидал от автора большего пафоса и накала страстей (оставим в стороне его фразу о том, что с точки зрения истории весь фильм- это один сплошной ляп). Спасло картину, по всей видимости то обстоятельство, что она и не претендовала на историческую достоверность, не говоря уже о том, что основой сценария послужил роман Александра Дюма - писателя, общеизвестной чертой творчества которого является вольное обращение с историческим материалом.
Главное недовольство эксперта вызвали, во-первых, сцены поединков на шпагах которые, с его точки зрения, имели мало общего с техникой фехтования, существовавшей в ту эпоху (если честно, мне показалось что и с точки зрения искусства фехтования любых других эпох показанные в фильме схватки, на мой взгляд, не отличались убедительностью - что, разумеется, ничуть не умаляет моей любви к этой ленте), а также тот факт, что картина была снята в форме мюзикла (этот упрек, следует признать, был высказан с юмором).
На мой взгляд, хотя рассказ об исторических событиях в жанре музкомедии - не самая лучшая идея, однако исключения все-таки бывают и фильм Юнгвальд-Хилькевича - одно из них.
Современные голливудские (и не только) режиссеры тратят десятки миллионов долларов на создание масштабных исторических блокбастеров, терпящих неудачу и приносящих убытки киностудии, наши же "Три мушкетера" имели достаточно скромный, даже по тем временам бюджет (участники съемок писали, что им самим приходилось изготавливать предметы реквизита из подручных средств), результат же превзошел все мыслимые ожидания. Деньги деньгами, однако талант режиссера, одаренность композитора и мастерство актеров - это тоже капитал, пусть и числящийся по статье "нематериальные активы".
И еще одно замечание по адресу эксперта из ютуба. Я немножко занимался "мушкетерской" темой и готов признать, что в основном его комментарии на предмет исторической подоплеки романа Дюма и сюжета фильма соответствуют действительности. Но глубоко он эту эпоху, на мой взгляд, все-таки не изучал (что вряд ли можно поставить в упрек - знать все и обо всех событиях мировой истории не просто трудно, а физически невозможно). Так, в частности, он упоминает Огюста Маке, одного из "литературных негров" Александра Дюма, но ни слова не говорит о Куртиле де Сандрасе, авторе фейковых "Мемуаров мессира д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты мушкетёров короля", из которых Маке и, соответственно Дюма, и заимствовали главных персонажей и основные сюжетные ходы "Трех мушкетеров" (но, заметим, не знаменитую историю с подвесками).
Эксперт утверждает, что настоящие три мушкетера и Д'Артаньян не могли пересечься, потому что служили в разное время и в разных частях. Так, да не совсем так... Все-таки они жили примерно в одно время, и служили или в мушкетерах, или в гвардии. А Париж (тем более 17-го века), как известно, - город маленький. И вот что пишет французский историк Ж. К. Птифис в книге "Истинный д’Артаньян":
"Не исключено, что д’Артаньян был знаком с Атосом, Портосом и Арамисом. Сделаем в этом уступку легенде, ведь беарнцы и гасконцы (не только д’Артаньян, но и его друзья-мушкетеры были выходцами из Гаскони) образовывали в Париже маленькие закрытые кланы, члены которых наверняка постоянно общались друг с другом, хотя в отличие от того, что написано в романе, их совместные приключения длились недолго" (Что называется, увы)
3 минуты
9 января 2024