В игре любого выдающегося музыканта невозможно провести грань между эмоциональным зарядом и техникой исполнения. Здесь все едино. Эту мысль наглядно иллюстрируют слова А.И. Матюхина: «Приду на базар, возьму любую гармонь, а у мине ее из рук рвут. Во, хороша гармонь! А у мине мандраж играет». (Под выражением «мандраж» гармонист подразумевает эмоциональный заряд.)
Искусство импровизации Афанасия Матюхина удивительно. Начав играть какой-нибудь наигрыш, он, кажется, может продолжать его бесконечно, нанизывая все новые и новые «колена» на основную нить музыкального развития. Например, в его «Барыне» я насчитала около 25 различных «колен».
Само собой разумеется, что искусство импровизации подкрепляется еще и феноменальной техникой игры на инструменте. Афанасий Иванович использует все приемы, штрихи, имеющиеся в арсенале народных исполнителей на елецкой рояльной. Двойные ноты, репетиции, дрожание мехом, сбивка ритма, игра в различных регистрах, использование объема всей клавиатуры гармошки и другие. Кроме перечисленных средств музыкальной выразительности есть еще один уникальный прием, о котором сам гармонист с гордостью заявляет: «Мой, матюхинский, перебор!»
Афанасий Иванович рассказывает: «Вот палец (мизинец, который гармонисты-роялечники называют четвертым, так как большой палец правой руки продевается в ременное ушко и используется для растягивания меха. — К.И.), он не играет, он как бы в резерве, но его надо заставить, чтобы играл. Сейчас я вам перебор играл. Вот этот перебор вообще никто в мире не играет на этой гармошке, его и в помине нет. Я долго над ним сидел. Это мой, матюхинский... 8встречаются общераспространенные плясовые наигрыши, сложившиеся в конце XIX века и развивающиеся до наших дней, такие, как «Сербиянка», «Цыганочка», «Яблочко», «Барыня», «Семеновна». Играет он и популярные песни: «Славное море — священный Байкал», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Ой, цветет кудрявая калина», «Дайте в руки мне гармонь», «На закате ходит парень» и другие.
Но особенно, на мой взгляд, интересны наигрыши, характерные для традиций Верхнего Дона: «Матаня», «Колчак», «Дед», «Сгони кур с конопей», «Пищулино», «Короткие страдания», «К ней», «От ней» («Заревая»), «Русского»...
Про уникальные в своем роде «Елецкие страдания» музыкант сказал так: «Эта у нас с самава прям парога, подымаисси, выходишь, и пашел вдоль диревни. Это у нас коронное страдание — длинное. «Елецкая» мы называем»...
У Афанасия Ивановича есть два внука — Илья и Костя. Они живут в Ельце и часто приезжают в гости к любимому деду. Он гордится ими. И есть за что: Илья недавно принимал участие в конкурсе юных музыкантов, проходившем в Елецком музыкальном училище имени Т.Н. Хренникова, и отмечен дипломом. А Костя — младший внук — участвовал в прошлом году в фестивале народного творчества Орловской области «Музыкальная весна». Мальчик занял первое место в младшей возрастной группе и получил диплом лауреата. Этот фестиваль был посвящен 50-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности композитора Евгения Дербенко.
Так от отцов и дедов передается молодым увлечение музыкой и, в частности, игрой на русской гармонике.
Во многих местностях верховьев Дона живут и развиваются исконно русские традиции игры на гармониках. Славятся этим Елец и Липецк, Задонск и Усмань, Доброе и многие другие города, деревни и села.В Ельце действует объединение гармонистов-роялечников. В том же Задонске в местной школе искусств образовалась даже специальная группа преподавателей, обучающая детей технике владения рояльной гармоникой. И сейчас уже многие массовые мероприятия — ярмарки, праздничные шествия, карнавалы и парады — в нашей Липецкой области идут в музыкальном сопровождении русской гармошки. А значит, замечательные традиции игры на любимом народном инструменте будут развиваться и дальше.
3 минуты
8 января 2024