104,9 тыс подписчиков
А знаете, ведь есть общие черты у «непримиримых противников»: «монархистов-почвенников» и «коммунистов-социалистов».
Среди этих черт — уверенность части (не говорю что всех поголовно, но многих) и монархистов, и коммунистов в том, что Российская империя / Советский Союз развалились благодаря, в первую очередь, действиям «внешних сил». Мол, вот немцы, или англичане, или американцы взяли, да и «устроили революцию» / «завербовали Горбачева».
Моя позиция в этом отношении проста: если государство крепко, если элиты вменяемы и контролируют ситуацию, если общество «стоит горой» за власть, то никакие иностранные разведки принципиально ничего не изменят. Я вообще скептически воспринимаю теории заговоров, так как сохранить тайну даже в кружке из десяти - пятнадцати человек — это выдающееся достижение. Кроме того, государства не в вакууме существуют. А политика — не место работы в белых перчатках.
А вот лучше ответьте мне на вопрос: много ли в 1917 году было искренних сторонников монархии и Николая II? А в 1991 году — убежденных коммунистов, веривших в «победу социализма во всем мире» (про последнее — правда интересно, я вообще то 1995 года рождения, большая часть моих читателей постарше будет, может, что интересное расскажете, в качестве очевидцев)? Просчеты, разложение и неспособность реагировать на вызовы времени «элитариев», что позднеимперских, что позднесоветских — для меня очевидны.
Кое-что, на мой взгляд, роднит 1917 год с 1991 годом. И там и там были влиятельные прослойки населения (пусть и не очень крупные количественно), которым имперская или советская системы просто не были нужны. Они являлись помехой на пути к удовлетворению материальных и политических потребностей.
Фотография: Москва, 1993 год.
1 минута
6 января 2024
761 читали