Найти в Дзене
10 подписчиков

​​К вопросу о «январских событиях»


Судя по интервью Токаева, ему, видимо, не очень понравились мемуары своего предшественника. Говоря о январских событиях, Назарбаев акцентирует на том, что попытка переворота была спровоцирована его решением о передаче полномочий Токаеву (АНК, партия, СБ). Токаев считает, что ситуация транзита стала питательной средой для заговора и резко критикует модель «двоевластия». Не сказал бы, что они друг другу противоречат.

Нужно понимать, что отношения между Ак Ордой и Библиотекой первое время, конечно, были неровные, и немало усилий потребовалось, чтобы они вошли в рабочее русло.

Понятно, что модель транзита исходила из двух причин. Во-первых, облегчить адаптацию и обоих президентов и населения к смене власти. Хочется напомнить, что еще до транзита социологические опросы демонстрировали опасения по поводу ухода Назарбаева, которого считали гарантом межнационального согласия в стране. Во-вторых (и Назарбаев об этом писал), речь шла о том, чтобы авторитет первого президента обеспечивал контроль над той частью элиты, которая была недовольна кандидатурой Токаева.

Транзитный период затянулся. Были даже разговоры о том, что на выборы 2024 г. нужно выставить другую кандидатуру, но в итоге Назарбаев начал процесс передачи своих оставшихся полномочий новому президенту, в том числе и партии «Нур Отан», что означало и полный контроль над парламентом, правительством, да и снимало вопрос о выборах-2024.

Был решен вопрос и о смене правительства. Энергичный и авторитетный Аскар Мамин, который всегда демонстрировал лояльное отношение к Токаеву, но считался выдвиженцем Назарбаева, должен был уйти в первых числа января. После съезда партии должен был уйти и Бауыржан Байбек. Следом ожидалось решение по СБ, что помимо прочего означало полную передачу контроля над силовым блоком, в т.ч. КНБ. Накануне Токаев с согласия Назарбаева сменил большинство силовиков (СГО, АПК, МО), а главы МВД и Генпрокуратуры были лояльны новому президенту. Оставался КНБ.

Взаимная неприязнь Токаева и Масимова бросалась в глаза, да и председатель КНБ практически в открытую игнорировал нового президента. Комитет при нем стал играть в политические игрища, устраивая громкие аресты, которые больше дискредитировали саму структуру, нежели давали реальный эффект для нацбезопасности.

Полная версия материала политолога Данияра Ашимбаева - по данной ссылке.

Подпишись на t.me/publicturan
​​К вопросу о «январских событиях»  Судя по интервью Токаева, ему, видимо, не очень понравились мемуары своего предшественника.
1 минута