5483 подписчика
Прочитала давеча злобный материал о советском арт-деко господина Дмитрия Хмельницкого, давно и прочно архитекторствующего в Берлине, заявившего, что советского ар-деко не существует и появление этого термина якобы связано с «частью процесса ползучей реабилитации Сталина и его режима».
Более того, гражданин, рожденный в 1953 году, выросший в эпоху хрущевской оттепели и моментально уехавший из России, как только представилась возможность в 1987 году, с абсолютным знанием вопроса рассуждает о сталинских культурных реформах 1927 года, якобы превративших «ущербную профессиональную жизнь советских архитекторов в нечто невообразимое».
Я чуть не поперхнулась от возмущения по целому ряду причин, в первую очередь по причине довольно злобной антисоветчины данного высказывания, но главным образом, по причине полного отказа этим гражданином нам всем в любых достижениях советского периода в искусстве.
Я много слышала подобных высказываний от различных перестроечных эмигрантов о нашей керамике в силу своей профессиональной вовлеченности, ну, вот и до архитектуры они добрались.
Поэтому, конечно же, я с удовольствием публикую альтернативное мнение, изложенное искусствоведом Евгенией Любченко.
Итак.
Существует три основных принципа стиля ар-деко, на которые опираются все архитекторы и дизайнеры.
▫️Первый принцип: глянец и роскошь. Гранит и мрамор, тёмные глянцевые поверхности, латунь, натуральная кожа, стекло – вот основные материалы, используемые в ар-деко; насыщенность цветов и контраст – бордовый, черный, золотой, бежевый, белый и коричневый – главные цвета стиля.
▫️Второй принцип: технический прогресс. Использование всех инноваций времени и технически новых материалов будет превалировать у архитекторов и художников, работающих в данном направлении. В СССР в начале века начинают активно тестировать новые отделочные и конструкционные материалы – нержавеющая сталь, новые приемы использования стекла, алюминий и использование всех этих новшеств в постройках.
▫️Третий принцип: геометризация форм историзма и увлечение архаикой. За основу архитекторы брали классические постройки римской, греческой или египетской культур, но упрощали формы и делали их более геометричными, с отчетливым направленным движением вверх. Кроме того, используются все детали декора, узоры и мотивы древних цивилизаций, которые стали особенно популярны благодаря новому витку раскопок в странах Америки и Африки.
Важно отметить очень распространенное мнение, что в СССР не могло быть ар-деко (привет Хмельницкому); считаем, что данное заявление радикально и слишком привязано к терминологии (кому-то милей называть это — «постконструктивизм»). Причина такого мнения проста: такой буржуазный стиль, стиль свободы, ассоциирующийся с капитализмом, попросту не мог быть использован в коммунистической стране в чистом проявлении из идеологических соображений.
Но весь мир чувствует в то время одинаковую потребность в создании «нового» мира, и граждане СССР тут не стали исключением, а, скорее, напротив, были теми, кто стремился создать новую реальность, новый процветающий мир после тягот революций и Первой мировой войны. Это было время динамичное, поэтому ар-деко со своими прямыми линиями и движением вверх подошел архитектуре Москвы в 30-е годы, и своей советской версией стиль смог достойно отвечать западным постройкам.
Так, говоря о Москве в целом, мы можем привести в пример архитектурные сооружения и некоторые проекты первых десятилетий страны Советов, которые так или иначе, но были построены с использованием мотивов стиля ар-деко.
Во-первых, это ВДНХ, 1939 г. — первый вход, первые павильоны (фото 3 в публикации выше), здание Библиотеки имени В.И.Ленина (фото 6 в публикации выше), 1935 г., стиль которой у нас считается Сталинским ампиром, а во всем мире — это абсолютнейшее совпадение с французским ар-деко и зданием Музея современного искусства в Париже, построенного в период ар-деко в 1937 году. Здание Наркомата обороны на Арбатской 1933 г. (фото 7 в публикации выше).
3 минуты
5 января 2024