104,4 тыс подписчиков
Гражданская война в России не была борьбой двух монолитных сторон, «красных и белых». Оттенки этих главных сторон конфликта различались, но имелись и региональные «третьи-четвертые» силы. Иногда они полностью меняли военно-политические расклады или даже претендовали на всероссийскую власть.
Специфическая обстановка имелась на Дону, где происходили знаменитые «колебания казачества». В конце 1917 года — начале 1918 года донские казаки не слишком были рады бежавшим генералам. Фронтовики в массе своей были настроены в сторону советов (пусть и с местными особенностями). Немногочисленные отряды местных энтузиастов не могли остановить красных. Но любопытнее то, что в Ростове и Новочеркасске не просто не имелось добровольцев, там на погоны-то косо смотрели. И сам Л. Г. Корнилов был вынужден «ходить в гражданском»:
«Хотя у крыльца стоял офицер-часовой, сам командующий Добровольческой армией, по просьбе Донского атамана, дабы не раздражать казаков, исполненных ненависти к “старому режиму”, формы не носил...» (с) С. В. Карпенко. Бесприютная армия.
«Главнокомандующий Добровольческой армии был в штатском костюме и имел вид не особенно элегантный: криво повязанный галстук, потертый пиджак и высокие сапоги делали его похожим на мелкого приказчика...» (с) А. П. Богаевский. Ледяной поход. Воспоминания 1918 года.
В общем, не нашлось на Дону «казаков белогвардейского духа». Более того, их и потом не шибко нашлось: да, после прихода большевистских отрядов на Дон казаки возьмутся за оружие, вот только неотъемлемой частью белого движения после этого не станут. Всегда будут в донской среде тенденции к созданию своего независимого от центра анклава (подобная история не только с донскими казаками, конечно). А с белыми казаки просто оказались «в одной лодке». Так что термин «белоказак» — он довольно относительный.
Художник: А. Каращук.
1 минута
3 января
1185 читали