Если подводить личные итоги года приятно, то это значит, что год удался, а если он ещё и чему-то научил – то вообще замечательно.


За этот год я написал, выпустил и даже озвучил вторую книгу; доделал порт Fearmonium и игра вышла в свет на всех консолях; Catmaze получил издание на физических носителях (но из-за непредвиденных проблем на таможке его не получил я – всё ещё жду свою посылку, отправленную уже в третий раз) – теперь игра будет жить даже после закрытия e-shop и ps store; снял 24 ролика для Youtube, где набрал в общей сложности 224 513 просмотров за год; выступал четыре раза в Музее Советских Игровых Автоматов; трижды на площадке Индикатор; в ИТМО; в ГУАПе; на Gamedev Weekend в Новосибирске; в Буквоеде; у Гришакова; занял второе место по продажам в категории «нон-фикшен про игровую индустрию» со своей первой книгой; сделал две браузерки – одну для себя, а другую по франшизе «Зайчик»; освоил планшет для рисования и выполнил крутой заказ для компании Anvio, да сделал пару наборов наклеек; выпустил на Nintendo Switch две игры – Chickenoidz и Choice of Life: Middle Ages 2, ну и прошёл кучу отличных игр, некоторые из которых навсегда заняли место в моём сердечке – это Baroque, Shadow Hearts, Drakengard и Lorette.

В мусорку отправилась моя визуальная новелла Mechahearts, потому что надолго восторга от нейросетей не хватило, а для Fevercide было сделано не так много, как хотелось бы, из чего я извлёк важный урок: распыление – это плохо. И плохо даже не по той причине, что нигде ничего не успеваешь (у меня успевать получалось), а по той, что куча мелких сделанных дел ощущается не таким грандиозным прорывом в творчестве, как полноценный большой продукт. Я сделал много, но мне не удержать в голове всех этих выполненных дел, оттого весь год меня преследовало ощущение, что я – чёртов бездельник.

Я не обещаю выпустить Fevercide в 2024 году, но приложу теперь все усилия, чтобы игра продвинулась в разработке куда дальше, чем сейчас. И моё пожелание всем на Новый Год: не распыляйтесь! Упирайтесь рогом в одно дело и давите до тех пор, пока не дойдёте до самого конца. Оглянуться на прямой путь куда приятнее, чем на массу разрозненных тропок, которые лично я проложил себе в разных областях и сам в итоге запутался.

С Наступающим всех и спасибо, что были со мной весь этот год! Без игроков не было бы игр, без зрителей не было бы ютуба, без читателей не было бы дзена.
Если подводить личные итоги года приятно, то это значит, что год удался, а если он ещё и чему-то научил – то вообще замечательно.