8729 подписчиков
Франшизные блокбастеры теряют хватку – неочевидный итог года
Мы привыкли, что фильмы-блокбастеры существуют в тесной связке с крупной франшизой и во многом обременены ею. Мейджоры в редких случаях силятся создать оригинальный продукт с нуля – куда проще разгонять тейнтпол, уже заведомо накачанный символической ценностью, историческим бэкграундом и громким именем. В случае необходимости – студии с радостью готовы реанимировать из анабиоза даже пожилого старца, чьи экранные подвиги, вроде бы, остались в прошлом. Примером тому – недавний выход пятой части «Индианы Джонса». Недаром, что во многом провальной.
И неважно что этот герой делает: выполняет шпионские задания по всему свету, носит яркое трико или виртуозно гоняет на машине. Он – тот, на ком стабильно держится цепочка потребления, позволяя студиям доставать из рукавов всю ту же, до боли знакомую интеллектуальную собственность.
Во всяком случае, держалась до сегодняшнего дня. Главные фильмы этого года – оригинальные проекты, мезальянс из двух креативных бумов, «Барби» и «Оппенгеймер» – картины, которые еще 5 или 10 лет назад мейджоры едва рискнули бы двигать по своим расчетливым каналам продаж. Люди так устали от назойливой франшизовости, что с радостью отдались как кукольному миру Барби, так и трехчасовому диалоговому кино о творце атомной бомбы.
Возможно, это предвещает скорый бум новых имен, новых героев и новых проектов. А там – и выход из оков франшизного рабства. Эффект узнаваемости уже не делает погоды – пресловутые кинокомиксы в этом году встретили молчаливым презрением («Флэш», «Аквамэн», «Синий жук» – просто в молоко) и энтузиазма у зрителей, по всей видимости не прибавится. Только если за руль проекта не возьмется такой большой художник, как Джеймс Ганн. Что, опять же, говорит о примате авторства. О каких енотах и сверхлюдях он будет рассказывать – уже дело десятое.
Есть, несомненно, и свои франшизные фавориты – «Джон Уик», довольно резво скинувший с борта всех маскулинных героев жанра. Но много ли таких героев остается, за которым зритель неустанно рад увязываться в очередные приключения? Покажет время, все более высвечивающее кризис именитых блокбастеров. Этот кризис кинематограф уже проходил в 60-х и тут, по всей видимости, образуется вполне знакомый цикл.
1 минута
31 декабря 2023