8740 подписчиков
25 лет назад вышел «Клан Сопрано» – сериал, который можно считать венцом творения HBO
Это сейчас антигерои по типу Уолтера Уайта и Фрэнка Андервуда являются нормой телевизионного жанра, а тогда это был определённый этический переворот и сомнительная рисковая ставка: шоу о социопате, воспринимающем своё чёрное ремесло через призму бытового циничного юмора – игривый сеанс психоанализа, превращающий мафиози не в карикатуру или трагическую фигуру, а словно в одного из нас, зрителей.
На это работала и постмодернистская преемственность традиций – ведь мы словно смотрели микс из «Славных парней» (даже роль психотерапевта взяла на себя Лоррейн Бракко, тогда известная всему миру как жена персонажа Рэя Лиотты) и «Анализируй это!», – и ловко заземляющие повествование психологические нюансы: все проблемы, которые вынуждены решать герои «Сопрано», хорошо знакомы любому взрослому человеку, что на контрасте с определённой утрированностью дало поразительно освежающий эффект.
Вдобавок не может идти и речи о какой-либо романтизации – здесь, как и в копполовской саге, рассказывается о разрушении института семьи отравляющей преступной властью, только разными средствами: страсти, испытываемые этой обширной семьёй, окрашены в броские трагикомические оттенки, но в нужный момент задают действию шекспировские глубину и размах.
Взять, например, второстепенную линию с учителем-лудоманом Роберта Патрика, не до конца осознавшем, что Тони вгонит его в роковые долги при первой же удобной возможности; или то, какой драмой обернулась наркотическая зависимость Кристофера Малтисанти – бандита, в глубине души настолько чувствительного, что он с риском для жизни пробует себя на табуированном актёрском поприще; а чего стоит платонический роман между женой Сопрано, Кармеллой, и харизматичным громилой Фьюрио, едва не обернувшейся для всех участников кровавой баней?
Люди в сериале точно так же влюбляются, ненавидят, совершают нравственные подвиги и делают катастрофические ошибки, но парадоксальность их действий обуславливает экзотический контекст жанра: поэтому новенькая пачка долларов может послужить проводником в преступный ад для только было перевоспитавшегося массажиста (блистательный Бушеми), а одним из самых болезненных вопросов для героев относительно недавнего времени остаётся этническая самоидентификация – как один из маркеров некогда чуждой, словно всегда искусственно стилизованной для аудитории среды.
Среды, со временем ставшей частью современной поп-культуры и подарившей нам один из главных шедевров в истории современного телевидения.
#Разбор
2 минуты
10 января 2024