Найти в Дзене
4014 подписчиков

Портрет Саввы Мамонтова, кисти Врубеля, весьма необычный. До сих пор, с момента появления, полотно вызывает споры и резко противоречащие разночтения. В искусствоведческой литературе нередко можно наткнуться на безапелляционное мнение о том, что художник показал купца с жёстким, цепким взглядом и лёгкой надменностью. Прямо-таки олицетворение акулы бизнеса Российской империи.


Другие же источники утверждают, что работы Врубеля ни в коем случае нельзя относить к социальной иллюстрации, а уж тем более портрет его друга и благодетеля. Я с этим согласен, ибо образное решение и символы создают сложное произведение искусства, а никак не обычный купеческий портрет.

Над головой Мамонтова художник изображает скульптуру "Плакальщицы". Соседство тёмной бронзы и светлого гипсового постамента создаёт динамичный контраст.

 Портретируемый здесь показан через полярные цвета: черный и белый. Он будто сливается с фигуркой над головой: его положение вторит ритмом плакальщице, будто тоже состоит из ступенек; лицо словно высечено из камня. Мы видим ожившую скульптуру человека.

Михаил Александрович отпускал всё "не важное", всё, что отводило в сторону от личности и психологического состояния человека.

 Так почему же мрачные цвета в сочетании со скульптурностью? Мамонтов крайне тяжело переживал смерть сына Андрея, скончавшегося в 22 года. Плакальщица символизирует траур этого сильного человека. Он прячет от постороннего взгляда свою грусть, смотря дерзко и надменно. Однако, при всём величии, в его позе читается некоторая неловкость. Игра теней в человеке, находящемся в острых противоречиях, одиноко восседающего в своём тускло освещенном кабинете. Он словно статуя, возвышающаяся над зрителем.

Памятник в портрете или портрет - памятник.

Картина находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

 Андрея Савича Мамонтова написал в образе Алёши Поповича Виктор Васнецов в картине "Богатыри".
1 минута