Найти тему

​​После диспансеризации: какую «Золотую Маску» мы увидим в новом году


Самая известная театральная премия страны переживает эпоху перемен в ногу со временем.

В августе этого года Союз театральных деятелей, 30 лет назад эту премию создавший, вышел из числа учредителей АНО «Золотая Маска». Подобные маневры в истории премии уже случались: в 2004 году СТД РФ расторг договор с дирекцией Эдуарда Боякова. Теперь подошёл к концу период сотрудничества со сменившей его Марией Ревякиной.

Дискуссии о необходимости преобразования велись уже давно, но только теперь были предприняты радикальные меры. Старая команда провела запланированные на осень гастроли и объявила своих номинантов-2024. В СТД РФ же началась работа по созданию нового положения о премии (комментируя характер грядущих изменений, Александр Калягин предложил метафору «диспансеризации»). Правда, в очень скором времени диспансеризация коснулась и СТД РФ.

Должность президента «Золотой Маски» отныне синхронизирована с должностью председателя СТД РФ. Иначе говоря, пост занял Владимир Машков. Также в структуре премии появилась новая позиция — вице-президент. Им стал Кирилл Крок, секретарь Союза и директор Театра им. Евг. Вахтангова. Кандидатуры обоих деятелей утверждал секретариат СТД РФ. К слову, он и прежде утверждал состав экспертного совета и жюри — без этого участников не публиковали.

Функции вице-президента, цитируя положение — «организационно-оперативные»; чтобы их осуществлять, была создана исполнительная дирекция премии и фестиваля. Помимо прочего, вице-президент отбирает жюри и экспертов премии. Полномочия последних претерпели изменения: если раньше слово экспертного совета было окончательным, то отныне их голос — совещательный; список номинантов утверждает секретариат СТД РФ (перед этим он же утверждает состав жюри и экспертов).

Сама структура премии разительных изменений не претерпела: конкурсов по-прежнему шесть. А вот количество номинантов заметно сократилось: от 2 до 5 (в старой «Маске» их количество было вдвое больше).

Уже не первое десятилетие ведётся дискуссия о необходимости реформирования премии. Количество номинаций, призванных отображать потребности многогранного театрального процесса, росло год от года, но поддерживали это не все. То и дело эти номинации вызывали вопросы. Например, приз в одной из поздних номинаций «Работа драматурга» мог получить только драматург, чья пьеса была сыграна в текущем сезоне, и только в случае, если эксперты обратили внимание на спектакль по этой пьесе. То же касается и актёрских работ: по мнению некоторых критиков, экспертный совет игнорировал ряд выдающихся ролей только потому, что спектакль не попадал в список номинантов. А одной из главных претензий к прежней «Маске» была и остаётся её «предвзятость»: по отдельным оценкам, жюри и эксперты из года в год выделяли одних и тех же режиссёров, игнорируя творчество других театральных коллективов. Эти претензии имеют под собой основания, однако не очень понятно, как новый экспертный совет совместит заявленный принцип малого количества номинаций (если число номинаций будет сокращено) и номинантов с необходимостью оценивать разные стороны театрального процесса.

Как будет работать новая «Маска» и каким предстанет в её отражении театральный процесс, покажет будущее, причём ближайшее. Афишу объявят в январе, а сам смотр стартует уже в конце марта. Пока что опубликованы списки лауреатов премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства в России». Ждём объявления списка экспертов и будем следить за будущим премии.
2 минуты