104,9 тыс подписчиков
Казаки в Российской империи, с одной стороны, несли военную службу. С другой — выполняли «полицейско-карательную функцию», вызывая тем самым ненависть у широких слоев населения — от рабочих и крестьян до интеллигенции различных политических взглядов.
«Вольности и земля в обмен на службу» — это не то чтобы уникальная система в человеческой истории, мягко говоря. Вот только то, что было «здоровским» для восемнадцатого века, смотрелось не так замечательно в веке двадцатом.
Ведь казачья конница в индустриальной войне не могла стать весомым аргументом. Позднее, в период Гражданской войны, казаки с трудом выставляли пешие части. Последние редко отличались стойкостью. Хотя Гражданская и была во многом «маневренной войной кавалерии», казакам не хватало регулярства в том конфликте, что часто отмечали современники.
С полицейскими функциями — похожая история. Армию и казаков власть привлекала из-за крайне тяжелой ситуации в стране и из-за нехватки полицейских.
В 1917 году казаки попытались сыграть в свою игру, отказавшись от дополнительных обязанностей, но сохранив добытые при царях привилегии:
«Неприкосновенность казачьего уклада. Но после войны — несение службы на общих основаниях.
Оставление в неотъемлемую, и неприкосновенную собственность, каждого казачьего войска, его земель и угодий со всеми недрами...» (с) А. И. Деникин. Очерки русской смуты. О решении ВСероссийского казачьего съезда в Петрограде.
Знаете, что тут самое интересное? То, что идею «расказачивания» выдвинули вовсе не большевики, а представители «революционной демократии», то бишь эсеры и меньшевики. Ах да, ещё до Октябрьской революции Временное правительство едва не схлестнулось с теми же донцами.
Так что проблема существовала даже вообще без всяких большевиков. И кому-то её пришлось бы решать.
Художник: А. Каращук.
1 минута
11 января 2024
1322 читали