171 подписчик
Небольшой киоск, ставший символом архитектуры и дизайна Югославии.
Когда словенский архитектор Саша Мяхтиг спроектировал киоск K67 в 1966 году, он, вероятно, даже не догадывался, насколько распространённой станет эта модель киоска и как она изменит городской ландшафт Югославии. Киоск К67 стал редким примером авангардного дизайна, производившимся массово. Киоски, которые производились на словенской фабрике «Имград» в городе Лютомер, покорили Югославию и быстро стали неотъемлемой частью городских пейзажей от Словении до Македонии.
Киоски К67 - «многофункциональные блоки», которые изготавливались из полиэстера, армированного стекловолокном, и представляли собой модульную систему, позволявшую добавлять, комбинировать и расширять основной модуль в соответствии с потребностями. Цвета киосков различались, но большинство из них были выполнены в красном цвете. Модульные киоски имели широкий спектр применения: от продажи газет и фастфуда до информационных пунктов, магазинов игрушек и сувениров, билетных касс, небольших мастерских и т.д.
Киоски K67 продавались в больших количествах не только в страны бывшей Югославии, но и в страны СЭВ и на другие континенты (например, в Японию и Новую Зеландию). Модель K67 была многократно скопирована другими компаниями, и стала олицетворением восточноевропейской культуры киосков.
В начале 1990-х годов производство киосков К67 было остановлено в связи с радикальными изменениями в словенской экономической системе. В то время как некоторые продукты и конструкции сохранились благодаря массовой поддержке населения Восточной Европы (например, «Ampelmannchen» в Восточной Германии), другие не сохранились в западной рыночной системе без радикального обновления. Те немногие продукты, которые удалось сохранить без радикальных изменений, оказались умными и нестареющими решениями.
Некоторые из этих киосков и по сей день можно увидеть на улицах почти всех югославских городов. Киоск K67 остается одним из самых знаковых образцов модернистского периода Югославии, несмотря на то, что многие, вероятно, не знают его истории и даже не слышали о нём в принципе.
Что касается архитектора Саши Мяхтига, то в 2017 году он был удостоен награды "Словенского общества дизайна" за свои выдающиеся достижения. После разработки модели киоска К67 он продолжил работать над микроэлементами городской архитектуры, производя мусорные баки, навесы на автобусных остановках и общественные таксофоны, а также преподавал в университетах.
2 минуты
5 января 2024