61 подписчик
Из важного в этом году.
Я начала консультировать мелкий и средний бизнес по вопросам коммуникаций, пиар и контента – и у меня все получилось!
Нет, это конечно происходило и раньше, но не было понимания плана и четкого портрета моего клиента. Раньше это было скорее из серии: “Давай попьем кофе” или “вот тут есть такая проблема, давай поговорим”. Еще был вариант меня нанять в штат, но позже выяснялось, что либо дорого, и все эти направления подразумевают дополнительный бюджет и расход (о, боже! Какое открытие!), либо не хватает ресурсов, либо что-то еще. Короче, от предложений пойти в найм в этом сегменте я осознанно отказывалась, а вот консультационное сотрудничество у нас очень даже сложилось.
Сейчас мой подход к подобным запросам несколько изменился. Связано это с тем, что я посчитала, сколько я потратила на различного рода консультантов и поняла, что каждый раз происходило разделение ответственности. Т.е. вся ответственность за результат решения какой-либо задачи оставалась на мне, в то время как консультант был одним из ключиков для достижения результата.
Собственно в этом понимании заключался главный ответ на вопрос, который мне достаточно часто задавали раньше: “А что я получу?” И если разобраться, этот вопрос вполне понятный и правильный, а ответ на него подразумевает огромное количество различных факторов, которые должны сойтись. Но у меня возникают встречные вопросы: “Что вы хотите получить?” и “Что вы будете с полученным делать?”
Кто-то может сказать, что с из-за встречных вопросов подобного плана будет много отказов и, возможно, отказы и правда будут, но хочу заметить, что консультация отличается от, например, менеджмента, тем, что непосредственным исполнителем в конечном итоге будет заказчик. Как это ни странно. А моя задача тут подобрать максимально подходящий ключ для решения коммуникационных, PR и контентных вопросов.
Могу провести аналогию: если человек сидит на ПП, то как бы ни хотелось, ему нельзя покупать белый хлеб и приходится работать над собой самостоятельно, однако это не исключает наличия консультанта по питанию. Так вот тут то же самое: если человек не готов к самостоятельной работе после, то вряд ли он что-то вообще вынесет после моей консультации. Более того, влечет за собой уже репутационные риски клиента.
Таким образом, я определилась с тем, каким будет мой подход к консультированию: еще до встречи я прошу прислать запрос с конкретизацией темы встречи или проблемы, ссылки на списки в соцсетях, списки соцсетей конкурентов и какую-то еще дополнительную информацию. Естественно, после полученных ответов на вопросы я также провожу предварительную работу (смотрю конкурентов, анализирую текущую ситуацию, смотрю тренды, подбираю референсы). И вот мы встречаемся на консультации.
Еще одним немаловажным моментом была цена. Кому-то моя цена может показаться высокой. Не буду спорить, но давайте посчитаем: как показывает практика, одной детальной консультации достаточно для самостоятельной работы в течение срока от 1 недели до месяца, а максимальный объем консультаций около 5 (обычно этого достаточно для того, чтобы разобраться в ситуации, понять, что делать, где кого нанимать и прочее), соответственно, “на круг” получается в разы экономнее, чем брать меня же в штат или обращаться в агентство.
Подводя итог: очень радостно, когда клиент доволен. Я довольна тоже и радуюсь вместе с ним! Так что приходите ко мне консультироваться, предварительно оставив заявку в личных сообщениях, мессенджерах и других источниках связи!
2 минуты
22 декабря 2023