Найти тему

Под отчёт прочитана книга Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики».

Оливер Сакс – нейропсихолог, можно сказать «духовный ученик» советского нейропсихолога Александра Лурии, на которого ссылается многократно на протяжении книги. В своё время он выступил прототипом и консультантом художественного фильма «Пробуждение» о докторе, излечивающем больных тяжёлым паркинсонизмом и постэнцефалитной летаргией (главный герой там носит фамилию Сэйер и блистательно сыгран Робином Уильямсом). Книги Сакса (а их десятка полтора) выдержали множество изданий, переведены на десятки языков, и, хотя и посвящены его работе, но описывают её не столько с клинической, сколько с гуманитарной точки зрения. Автор неоднократно говорит, что считает ущербным подход к пациенту как к контейнеру с болезнями, и стремится в каждом, даже не разговаривающем, слабо развитом интеллектуально и социально, увидеть прежде всего человека, и за историей болезни увидеть драму личности. Это и видно по его книгам, и данной книге в первую очередь.
Книга состоит из двадцати четырёх историй, сгруппированных в четыре части. Первая часть, «Утраты», посвящена пациентам с различными дефицитами функций: прозопагнозией, амнезией, потерей проприоцепции и т.д. Вторая, «Избытки» – напротив, пациентам с чрезмерной активностью различных функций: это прежде всего разнообразные тики, включая синдром Туретта (да, это не просто «непреодолимое желание ругаться матом», это сложный набор именно тиков – один из которых, да, может выражаться в непроизвольном выкрикивании ругательств). Часть «Наития» посвящена внезапному вскрытию глубоко законсервированных воспоминаний и внезапному обострению чувствительности. Наконец, часть «Мир наивного сознания» посвящена пациентам, у которых диагностировано, правомерно или нет, слабоумие (в ряде случаев пациент оказывался савантом – «гением-идиотом»). Каждой части предпосылается введение, а в конце большинства глав следует постскриптум (многие истории публиковались ранее отдельно, с той поры автору нашлось, что добавить).
Истории ценны в том числе тем, что это не сухие описания дефектов и симптомов, а, действительно, погружение в драму личности в каждом отдельном случае.
Если сравнивать с чем-то ранее прочитанным, я бы, пожалуй, сравнил, с одной стороны, с книгой «Борьба с безумием» Поля де Крюи (он же Пол де Крайв), а с другой, с книгой «Записки судмедэксперта» Андрея Ломачинского. Правда, Ломачинский, как судмедэксперт, обладает несколько большей долей неизбежного цинизма.
2 минуты