98 подписчиков
Истошный крик пеликанов.
В молодости в тайге я видел медведя, который купается в бурной горной реке. Он вышел на берег мокрый, блестящий, с прилипшей шерстью и стал трясти загривком. С него во все стороны полетели брызги. Медведь стряхнул с себя воду и убежал в тайгу. Так Россия время от времени трясёт загривком и сбрасывает с себя часть своего народа. Совершается исход из России.
Первый исход, именуемый русской волной эмиграции, ушёл из России вместе с разгромленной белой армией. Ушли офицеры, казаки, камергеры, вельможи, ушла интеллигенция. Они осели в Белграде, в Берлине, в Париже, тосковали по России, бранили большевиков, ложились в землю в Сент-Женевьев-де-Буа. Некоторые, как Алексей Толстой и Вертинский, возвратились в сталинскую Россию.
Но все они были обожатели России. Россия была для них религией. И этот первый исход был подлинной русской эмиграцией.
Второй исход случился во время войны. С оккупированных территорий в Германию угнали множество молодых мужчин и женщин. Туда же, спасаясь от наступавшей Красной Армии, ушли предатели и власовцы. Там же осела часть советских военнопленных. Большая часть из насильно угнанных вернулась в Россию. За кордоном остались власовцы. Они в годы холодной войны активно сотрудничали с ЦРУ, исполненные ненависти к советизму, грозя ему атомными бомбардировками.
Третий исход был исходом евреев. Он начался после образования государства Израиль. Вначале тёк малыми струйками, а потом превратился в поток, когда в период перестройки евреи массово бежали из России, гонимые реликтовым ужасом. Их пугало сталинское «дело врачей», они поверили ужасным слухам о переселении всех русских евреев в Биробиджан. Это был исход на «обетованную землю». Они отталкивали от себя Россию, забывая о ней, становясь профессорами Иерусалимского университета, генералами израильской армии.
Четвёртый исход породило чудовищное насилие государства над собственным народом и над собственными территориями. Ельцин рассёк Советский Союз, и за пределами России оказалось тридцать миллионов русских людей, ужасавшихся совершённому над ними насилию, стремившихся обратно в Россию. Эта часть отторгнутого народа медленно, но неуклонно возвращается в Россию. Сегодняшняя война на Украине — это и есть возвращение в Россию отторгнутого народа.
Пятый исход состоялся на наших глазах, когда испуганные движением русских тектонических плит набивали чартерные рейсы и бежали вон из России. Либеральная, во многом еврейская, интеллигенция в 90-е годы добилась абсолютного господства в русской культуре, экономике, философии, информации. Это ликующее господство сопровождалось вытеснением всего традиционно русского. Тогда родился термин «русский фашизм», и министр культуры Швыдкой интересовался, что страшнее — немецкий фашизм или русский.
В те годы русское загонялось на дальнюю периферию культурной, политической, экономической жизни. Это либеральное господство, казавшееся незыблемым, стало шататься, когда Россия в силу своих грунтовых донных сил вновь стала медленно и мучительно освобождаться от прозападного ига. Это глубинное освобождение сопровождалось уменьшением роли либералов в общественной и культурной жизни.
Подавление оранжевой революции на Болотной площади, разгром структуры Навального*, закрытие общества «Мемориал», закрытие Сахаровского центра, закрытие радиостанции «Эхо Москвы»** и превращение недавних кумиров в иноагентов породило массовый исход из России и создание за её пределами плотной, яркой, агрессивной ненавидящей среды, мстящей России за своё стратегическое поражение.
Пятый исход отличается от всех предшествующих лютой ненавистью ко всему русскому. Не к режиму, не к власти, не к персоналиям, а к самому глубинному, огромному явлению, именуемому русскостью, запечатлённому в языке, в литературе, в топонимике, в характере, в укладе, в самой истории. Эта ненависть носит испепеляющий характер.
3 минуты
20 декабря 2023