Найти тему

На практике такое различие между семьями и властью особенно характерно для Восточной Европы и в еще большей степени для царской России. Эрнест Геллнер обобщил такой тип обществ именем условной страны «Агрария». В Западной Европе в Новое время баланс начинает меняться. Гегель обобщает характер изменений термином «Просвещение» (Aufklärung). Это важнейший момент в его диалектике.

В эпоху Просвещения в Западной Европе складывается новая форма – гражданское общество (bürgerliche Gesellschaft). Это явление соответствует буржуазной демократии и капитализму. Геллнер называет обобщенно это страна «Индустрия». По Гегелю, главное, что служит основанием для этого явления – распад семьи, индивидуализм и обретение острого социального самосознания. Это фаза антитезиса, снятия семьи. Само по себе гражданское общество – это зло, но оно необходимо в диалектической структуре развертывания Духа. Дух должен пройти через эту стадию, чтобы выйти на новый уровень. Семья распадается как коллективная единица, уступая место гражданину. В нем и лицо абстрактного права, и моральный субъект, и семьянин присутствуют, но в снятом виде. Они его не определяют. А определяют его его социально-политические права и свободы. Это и есть либерализм.
И только теперь мы подходим к «новому государству», то есть к Staat, как понимал его Гегель.
1 минута