Найти тему

Среди «старых государств» он выделяет несколько типов:

1. восточный тип (жесткая деспотия, окаменение)
2. греческий тип (первая попытка придать власти в Империи Александра философский объединяющий смысл, но все равно, приходящая к деспотии),
3. римский тип (предельная формализация частного права, разделение властей, и смена циклов деспотизма властей и деспотизма толпы).
Staat в собственном смысле – это уже нечто другое. Это -- «новое государство». В нем принципиальным является факт его учреждения, его конституирования, его создания. Staat есть момент Духа, причем полностью осознанного и осознающего самого себя. Другое определение – «государство есть шествие Бога в мире» (der Gang Gottes in der Welt). Или
Государство в гегелевской системе мыслится как продукт самосознания. Государство как Staat есть выражение степени концентрации осознания, то есть явление философское. Здесь можно увидеть созвучие с «Государством» Платона. Staat -- это платоновская πολιτεία, но не cовсем Res Publica, хотя и в этом переводе есть нечто важное для Гегеля. Государство учреждается только философами, то есть теми, в ком самосознание общества достигает своей кульминации. Но философы выражают само движение Бога в мире, проявляющееся через сери диалектических звеньев, в том числе и через моменты самосознания народа.
1 минута