Найти тему

“На фронте никаких музыкальных инструментов кроме гармошки не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы пляски и пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались – немцы тут же открывали огонь. Почти у каждого немецкого солдата были губные гармошки. Играли они с большим мастерством. Когда линии окопов были близко мы слушали. Надо сказать, что у наших солдат так не получалось играть на трофейных инструментах.

После 3-х дней боев во время штурма Кениксберга и бессонных ночей, солдат сморил сон. Расстелив шинели солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялось несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости”. П. М. Шкиндер полковник запаса.

В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!” И даже существовал лозунг “В каждую роту – гармонь” В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. С начала войны фабрики выпускали для нужд фронта костыли и лыжи. Шуйский мастер Владимир Иванович Воробьев вспоминал свое военное детство:” Во время войны отцу приносили гармони в починку. Тогда, не понимал, а сейчас, удивительно, что люди в голодные военные годы думали еще о чем-то , кроме еды или как выжить. Платили отцу кто чем мог, чаще продуктами. Но сейчас понимаю, что это было не главным. Ему доставляло удовольствие вернуть изорванной гармони голос”

В тылу госпитале, в партизанском отряде зазвучала гармонь. Нередко партизаны в ходе рейдов по враженским гарнизонам отбивали вместе с оружием и музыкальные инструменты. В фондах музея Великой Отечественной войны в Минске хранится инструменты с которыми связаны человеческие судьбы, боль утрат боевых товарищей, радость Победы. Аккордеон «Hohner» 120 басов - трофей партизан отряда А.П. Дика Первой Белорусской партизанской бригады Витебской области, выставлен в экспозиции музея. Вот его удивительная история. 16 мая 1942 года разведчики партизанского отряда заметили на реке Западная Двина у деревни Островки две моторные лодки и открыли огонь. Первая моторная лодка была подбита сразу. В ней и был найден аккордеон. Вторая лодка подбита у деревни Беликово. Лодки шли из из Суража в Витебск. В бою было захвачено оружие, трое гитлеровцев и унтер-офицер. Аккордеон использовался во время агитационных поездок по селам оккупированной Витебщины. Во время немецкой блокады партизанской зоны аккордеон был переправлен через Суражские ворота в Москву с просьбой, передать Белорусскому ансамблю песни и танца. Под клавиши положено письмо «Играйте на нем веселей, и пусть звуки его гремят похоронным маршем для Гитлера». Работник БШПД Волошин Ф.И. по поручению правительства Республики нашел ансамбль в Новосибирске и вручил партизанский подарок. Аккордеон объехал немало фронтовых дорог и госпиталей. В 1944 году партизаны увидели свой аккордеон на партизанском параде в освобожденном Минске. С 1944 по 1954 год аккордеон участвовал в концертах Государственного ансамбля хоровой капеллы БССР им Г. Р. Ширмы. А в 1954 году был передан в музей Великой Отечественной войны, где находится и поныне.

Партизан отряда «Буревестник» Минской области Константин Федорович Малышкин прошел все суровые годы войны вместе с боевой подругой гармонью-двухрядкой.
«Каждый день – это борьба, за клочок родной земли. Рядом была боевая подруга - гармонь. Она помогала в трудные дни войны, после тяжелого боя берешь в руки гармонь, все собираются в кружок, и начинается песня. Она помогала поднять настроение, сохранить бодрость духа и звала к победе».
3 минуты