Найти в Дзене
212 подписчиков

Про украинский бюджет и мобилизацию


Признаюсь, что я просто забыл про это сказать в позапрошлом посте, где еще интервью Залужного комментировал. Но вышло даже хорошо, потому что есть что теперь добавить.

Одной из претензий к законопроекту о мобилизации от представителей власти является то, что вот эта тема с мобилизацией 500 тысяч человек появилась слишком поздно, когда уже государственный бюджет Украины на 2024 год подписан, а международная помощь вся расписана.

И если начать его реализовывать, то нужно где-то найти деньги, чтобы банально этих 500 тысяч одеть, обуть, накормить и согреть. Каждый солдат — это вынутый из экономики налогоплательщик, который теперь не приносит прибыль, а несет одни убытки. Да еще и зарплату бы ему нужно как-то заплатить.

Без всяких сглаживаний углов вот так сказал народный депутат Ярослав Железняк:
В Украине сейчас нет денег на мобилизацию ещё 500 тысяч человек
Наоборот, бюджет на оборону даже уменьшился с 1,9 триллионов гривен до 1,6 триллионов. Железняк — хоть и оппозиционер из партии «Голос», но член финансового комитета ВР. Шарит в теме, короче говоря. Сам Зеленский оценил, что мобилизация такого количества человек будет стоить 13 миллиардов долларов.

Министр финансов Украины тоже сказал, что его ведомство ждет предложений от Генштаба ВСУ и Минобороны о том, где на это мероприятие взять деньги.

Я, кстати, уверен, что Залужный, как любой нормальный боевой генерал, вообще про такое не думал. Что там есть еще какие-то бюджеты, комитеты, что воюющая страна до сих пор не перешла на военные рельсы, и не отнимает на войну деньги у населения. Да и он сам говорит, что его задача — воевать, а для подобной фигни есть Министерство обороны и прочие министры.

Напомню, что бюджет Украины на 2024 год — почти 85 миллиардов долларов. Почти все доходы государства идут на войну, а дефицит (38 миллиардов) планируется покрыть за счет внешней помощи. Ее ожидается аж 41 миллиард.
Два основных донора: ЕС и США, которые должны дать 18 и 11,8 миллиардов соответственно. И в обоих случаях там проблемы, читатели все это хорошо знают.

Получается, что даже запланированное сейчас получить сложно, уже есть задержки, но нет никаких гарантий положительного решения, особенно в США. А для мобилизации нужно найти еще где-то 13 миллиардов долларов, слишком большая сумма выходит.

Инструменты у государства, конечно, есть. Деньги можно отобрать у населения, принудительно конвертировав счета украинцев выше какой-то суммы в военные облигации, можно начать печатать гривну и т.д. Но ничего из этого не планировалось, даже курс заложенный в бюджет — 40,7 грн за доллар, хотя в первом чтении был 41+. Кстати, о нем. Вот к Новому году украинский Нацбанк уже стал понижать курс валюты, сейчас доллар стоит 38 гривен.

Да и вопрос зарплат очень важен. Патриотизмом сыт не будешь, у многих украинских бойцов в тылу есть семьи, которые они содержат. То есть урезание зарплат военным тоже не прокатит, хотя там уже начались манипуляции.

В общем висит вопрос: как именно Украина планирует мобилизовать столько людей без принципиального изменения подхода к войне внутри государства, а время для этого уже упущено, власть боится бунта. Параллельно это снижает вероятность того, что закон вообще примут, а не отправят на переделку или в ящик, отказавшись от плана Главкома.

Ну а для России все больше и больше играют в плюс естественные факторы. Раньше Россия справилась за счет демографии, теперь Кремлю помогает воевать банально размер экономики. Россия — 11 экономика мира с 1,7 триллионами ВВП до войны, а Украина — 56 экономика всего со 0,15 триллионами. Здесь разница даже не 4-5 раз, а более чем в 10 раз.
3 минуты