Найти тему
8742 подписчика

Мы прочитали книгу Роджера Эберта «Мартин Скорсезе: Ретроспектива» – первый из трудов великого кинокритика, переведённый на русский язык


Как известно, Скорсезе с Эбертом связывали совершенно особенные отношения: оба воспитывались в католицизме, выросли в одной и той же социальной среде и родились в 1942 году, что, вне всякого сомнения, сплотило их хотя бы на базе впитываемого с возрастом культурного бэкграунда.

Сам Эберт в книге не раз подчёркивает, что они не были друзьями в полном смысле этого слова – скорее, их связывало безграничное уважение профессионала к профессионалу: в развёрнутых интервью, составляющих немалую часть книги, проклёвывается единение смысла, которое художник закладывает в своё творчество, и внимательного интерпретатора, выуживающего его из материала.

Для Эберта сквозные мотивы Мартина были предельно очевидны – это фрейдистский подтекст в отношениях мужчины и женщины, выявляющий мучительный комплекс Мадонны и блудницы, поиски грешником очищающего духовного катарсиса и этническая самоидентификация итало-американца; к примеру, режиссёр открыто признаётся кинокритику в том, что восхищённый, идеализирующий взгляд Генри Хилла на мафию в «Славных парнях» – это его, Мартина, взгляд, когда-то в детстве зачарованно подглядывающего за бандитами через оконное стекло.

Но не забыта и другая, самая сильная одержимость Скорсезе – страсть к кино: тут будут и рассуждения о том, как движение камеры в хичкоковском «Не том человеке» повлияло на движение камеры в «Таксисте», разбор знаменитого длинного кадра из «Славных парней» и рассуждения о взаимном влиянии Шредера и Скорсезе друг на друга; любопытен, кстати, и анализ «Таксиста» от самого Эберта, во многом трактующего поведение Трэвиса в связи с его сексуальной неудовлетворённостью (сравните это с тем, что писал Тарантино в недавних «Киноспекуляциях»).

Вдобавок Скорсезе был настолько откровенен с Эбертом, что позволял себе выглядеть, страшно представить, недостаточно образованным, признаваясь в незнании того, что такое экзистенциализм («Мне так и не удалось вникнуть в это на курсах философии»), или рассуждая о том, что неплохо бы более вдумчиво ознакомиться с Брессоном и Одзу (ближе к нулевым!), или что ему не хватает усидчивости и ума, чтобы наконец прочитать шредеровский киноведческий труд «Трансцендентальный стиль в кино».

Единственное, что способно периодически ослабить внимание – это множество повторных рецензий и тезисов, которые Эберт перетаскивал из одной главы в другую; издержки того, что книга собиралась из разрозненных материалов, а не была написана под влиянием спонтанного импульса – но это уже мелочи того вида литературы, что становится обязательным пополнением синефильской библиотеки.

#Разбор
2 минуты