77 подписчиков
«Первопроходцы педагогики»
Как сохранить лучшее в отечественном образовании? Что нужно для того, чтобы каждый ученик мог полюбить самый сложный предмет? Об этом и многом другом наш корреспондент поговорил с очередной героиней рубрики «Первопроходцы педагогики».
Галина Петровна родом из Якутии. Получив специальность учителя математики в столице республики, отработала по распределению в «золотом» городе Алдане. А затем, вслед за братом и родителями, отправилась на Усть-Илим. На календаре был 1968 год, в таежном поселке школа еще размещалась в неприспособленном помещении. Галина Тарасенко, учитель математики первой усть-илимской школы и школы № 2: «Русанова директором школы была. А она у меня преподавала физику в Якутске, в 7 классе. – Как тесна Сибирь, несмотря на то, что она огромная! – Удивительно! Она сразу говорит: «Галя! Как ты оказалась здесь то?» А я была в школе председателем совета дружины, а потом секретарем комсомольской организации. А она у нас физику преподавала. И они перекочевали в построенную первую школу, а мы перекочевали в эту школу, во вторую».
В СССР в то время никто не знал о безработице и бездомности. Вместе с мужем-физиком Галина Петровна мгновенно получила работу. А буквально через год их семье с двумя детьми уже выделили квартиру. В ответ на заботу государства педагоги трудились на совесть. Галина Тарасенко: «Я, например, не могла вести урок, если у меня не было табличек. Уже пользовалась эпидиаскопом Геннадия Ларионовича. Уже плексигласовые карточки тушью писали и проецировали на экран. Я вообще-то одна из передовых была. И надо сказать, что в 1971 году мне прислали Орден Знак почета. Вот так работала наша дружная семья, использовали мы самое лучшее. Таблиц не было, шкафов не было. А потом, когда я директором стала, Саенко в 8 школу ушла, я сделала пристрой».
Новые площади дали возможность организовать внеклассную работу. До этого актовые залы заменяла столовая. Инициатива и смекалка нужны были и для основного дела – обучения школьным предметам. Несмотря на позднейшие наветы, никакой уравниловки в советской педагогике не было. Имелся как раз грамотный индивидуальный подход к каждому ученику. Галина Тарасенко: «Я сразу поняла, что ребята собраны отовсюду. Знания слабые, нужно разделить на три категории: сильные, которые потом могут уехать в Москву и поступить в ВУЗ наверняка, средние и очень слабые, которых не только по головке можно погладить, надо же дать знания! Мы не высыпались. По сей день мне хочется даже спать. Готовились, чтобы урок был на «пять» Я давала ученику, если дополнительные занятия, листок, разделенный по вертикали. Здесь – я ему объясняю, он решает. А здесь – пишу аналогичные задания на дом, чтобы хотя бы три он сделал. А потом пишу ему: «Молодец!» или ставлю четверку. Может, даже она с натяжкой, но он одержимый и знания, конечно, неплохие были. Тогда было не как сейчас ЕГЭ, а по вариантам экзаменационная работа. И сдавали хорошо».
Галина Петровна вспоминает, что квартира была завалена различными профильными журналами, методическими пособиями. Педагоги находились в постоянном поиске новых форм доступного и успешного преподавания. Кроме того, учителя вели бесплатные факультативы и для увлеченных учеников. Например, будущие инженеры и техники осваивали на дополнительных занятиях интегралы, комбинаторику, теорию вероятности, которых не было в программе. По понятным причинам, на заре советской космической эры, в эпоху гонки вооружений и великих строек естественно-математическое образование имело государственное значение. И сейчас, в век информационных технологий, оно столь же важно. Галина Тарасенко: «Математика – не просто слово. Математика – не просто звук. Математика – опора и основа всех без исключения наук. Как без математики? Как без расчетов? Сейчас идут инновации всевозможные, цифровые данные, расчеты. Без математики никуда!».
3 минуты
15 декабря 2023